По временным характеристикам шум подразделяется на:
· постоянный шум, уровень звука которого за выбранный отрезок времени (например 8-часовой рабочий день для оценки рабочих мест) изменяется во времени не более чем на 5 дБА (рис. 7.7.);
· непостоянный шум, уровень звука которого за выбранный отрезок времени изменяется более чем на 5 дБА.
Непостоянный шум, в свою очередь, подразделяется на:
· колеблющийся во времени, УЗ которого непрерывно меняется во времени;
· прерывистый, УЗ которого ступенчато изменяется (на 5 дБА и более, причем длительность интервалов, в течении которых УЗ остается постоянным, составляет более 1 с);
· импульсный, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый из которых длительностью менее 1 с, при этом УЗ, измеренные на импульсной характеристике шумомера, отличаются не менее чем на 7 дБа (см. рис. 7.7).
Примером импульсного, например, шума может служить процесс ударного забивания свай, прерывистый шум возникает при некоторых процессах деревообработки (распиловки и др.)
Рис.7.7. Временные характеристики шума:
а – постоянный, б – прерывистый.
Как правило, УЗД используются для характеристики постоянного шума, характеристикой непостоянного шума является эквивалентный (по энергии) УЗ (LАэкв), дБА, который определяется по формуле:
,
где РА(t) – текущее значение среднего квадратичного звукового давления с учетом коррекции А шумомера, Па; Т – время действия шума, ч.
Эквивалентный по энергии УЗ (LАэкв) данного непостоянного шума соответствует уровню такого постоянного шума, энергия которого равна энергии непостоянного шума за промежуток времени Т.
Можно получить значение LАэкв, используя шумомер, который фиксирует УЗ, в каждом выбранном отрезке времени; затем полученные значения энергетически суммируются. Для того, чтобы легче ориентироваться с эквивалентным УЗ следует, например, помнить, что уменьшение в 2 раза времени воздействия приводит в снижению LАэкв на 3 дБА, а в 10 раз – на 10 дБА.
3. Практическая часть
3.1. Описание и составление алгоритма и программ
Блок-схема моделей расчетов уровня структурного шума – звукового давления в салонах транспортных машин предполагает разграничение задач исследования. После завершения формирования физико-математических характеристик жесткости [K] и инерционности [M] дискретной модели, составленной из набора элементов, исследуемой конструкции отсека результаты расчетов согласуются (по возможности) с результатами экспериментов по определению собственных частот вибрации панелей. Такое согласование необходимо для того, чтобы приблизить модельные характеристики расчетов в определяющих матрицах уравнений к реальным. В проектном случае такое сопоставление не требуется. Затем, на основе этих сведений формируется исходная информация расчета динамического поведения - вибрации корпусных элементов отсеков конструкции. Вектором нагружения при этом является скорость вибрации {U'(t)} узлов крепления панелей (для дверей - петли, замок; для пола – опорные балки и ребра жесткости и т.д.), определяемая экспериментально виброиспытаниями. Данные низкочастотных колебаний в свою очередь формируют вектор нагружения {F} уже собственно структурной составляющей звука для аналогичных уравнений с [K] и [M] замкнутого воздушного объема салона, имеющего как и твердотельные элементы также собственные характеристики. Дополнительно расчет инфразвуковых колебаний квастатического диапазона нагружения проводится как для упругих статических задач, полагая, что скорость утечек (прокачка) воздуха в салоне образована изменением геометрического объема начальной формы салона, вследствие деформирования панелей (контура воздушного объема), происходящего по статическому (для него) закону. Вектором нагружения {F} здесь также принимается виброскорость {U'(t)} узловых точек панелей. Результатом решения являются распределения изобар давления, нормированные к максимальному, полученные для низких частот.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.