R12 – тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении к коллектору;
R13 – тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки якоря и сердечником;
R24 – тепловое сопротивление коллектора;
R34 – тепловое сопротивление сердечника якоря;
5.1 Тепловой расчет якоря
5.1.1 Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении к коллектору

где
– длина сердечника якоря, м
– длина
лобовой части обмотки якоря, м;
lм = 380
– коэффициент удельной
теплопроводности меди;
Z1 – число зубцов якоря;
uп – число эффективных проводников в пазу;
qэл – сечение элементарного проводника, м2.
5.1.2 Тепловое сопротивление от стенки паза к обмотки

где
- тепловое
сопротивление пазовой изоляции;

где Dиз.п = 1.85×10-3 м – односторонняя толщина пазовой изоляции;
Dиз.пр = 0.22×10-3 м – двухсторонняя толщина изоляции провода обмотки
якоря;
lиз.п = 0.16 Вт/м°С – коэффициент теплопроводности пазовой изоляции (класс
изоляции Н) по [6];
Пп – периметр паза якоря:

- тепловое сопротивление воздушных прослоек;

5.1.3 Тепловое сопротивление лобовой частей обмотки якоря со стороны коллектора

где Rи.л1 – тепловое сопротивление лобовой изоляции:

Dиз.л = 1.85×10-3 м – односторонняя толщина лобовой изоляции;
lиз.л = 0.16 Вт/м°С – коэффициент теплопроводности лобовой изоляции (класс
изоляции Н) по [6];
Rл.a1 – тепловое сопротивление теплоотдачи с поверхности лобовых частей

- коэффициент
теплоотдачи с поверхности лобовых частей:

vа – скорость якоря.
5.1.4 Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении, противоположном коллектору

5.1.5 Тепловое сопротивление лобовой части обмотки якоря со стороны, противоположной коллектору.

5.1.6 Тепловое сопротивление пазовой части обмотки якоря через клинья

где
![]()
.
5.1.7 Тепловое сопротивление обмотки якоря

5.1.8 Тепловое сопротивление внешней поверхности сердечника якоря

где
- тепловое
сопротивление зубцов якоря

- тепловое сопротивление теплоотдачи с внешней поверхности
сердечника якоря

5.1.9 Тепловое сопротивление сердечника якоря

5.1.10 Тепловое сопротивление внешней поверхности коллектора

где
5.1.11 Тепловое сопротивление теплоотдачи с торцевой поверхности петушков коллектора

где

5.1.12 Тепловое сопротивление коллектора

5.2 Определение потерь
![]()
где
– электрические потери в якоре при
максимально допустимой температуре 165°С.
![]()
![]()
Рэла, Рст, Рдоб, принимаются равными величинам, полученным в результате электромагнитного расчета.
В соответствии с тепловой схемой замещения (рис.5.1) составляем систему уравнений:

где Q1 – перегрев пазовой части обмотки якоря,
Q2 – перегрев стали сердечника якоря,
Q3 – перегрев лобовой части обмотки якоря
Данная система уравнений получена из предыдущей путем исключения тепловых потоков между активными частями:

После подстановки найденных выше тепловых сопротивлений и потерь система уравнений приобретает следующий вид:

Превышение температуры активных частей над охлаждающим воздухом:
Решая систему уравнений п.5.4 определяем перегревы активных частей:

Перегрев активных частей над охлаждающим воздухом:
Перегрев пазовой части обмотки якоря:
![]()
Перегрев лобовой части обмотки якоря:
![]()
Перегрев стали сердечника якоря:
![]()
Среднее превышение температуры обмотки якоря:

5.5.1 Превышение температуры последовательной обмотки возбуждения над охлаждающим воздухом:
![]()
где Rпослед.ов – тепловое сопротивление от последовательной обмотки возбуждения к охлаждающему воздуху:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.