Проектирование краново-металлургического электродвигателя постоянного тока, страница 13

R12 – тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении к коллектору;

R13 – тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки якоря и сердечником;

R24 – тепловое сопротивление коллектора;

R34 – тепловое сопротивление сердечника якоря;

5.1 Тепловой расчет якоря

5.1.1 Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении к коллектору

где  – длина сердечника якоря, м

        – длина лобовой части обмотки якоря, м;


     lм = 380 – коэффициент удельной теплопроводности меди;

     Z1 – число зубцов якоря;

     uп – число эффективных проводников в пазу;

    qэл – сечение элементарного проводника, м2.

5.1.2 Тепловое сопротивление от стенки паза к обмотки

где  - тепловое сопротивление пазовой изоляции;

где  Dиз.п = 1.85×10-3 м – односторонняя толщина пазовой изоляции;

       Dиз.пр = 0.22×10-3 м – двухсторонняя толщина изоляции провода обмотки

       якоря;

      lиз.п = 0.16 Вт/м°С – коэффициент теплопроводности пазовой изоляции (класс

      изоляции Н) по [6];

      Пп – периметр паза якоря:

         - тепловое сопротивление воздушных прослоек;

5.1.3 Тепловое сопротивление лобовой частей обмотки якоря со стороны коллектора

где Rи.л1 – тепловое сопротивление лобовой изоляции:

      Dиз.л = 1.85×10-3 м – односторонняя толщина лобовой изоляции;

      lиз.л = 0.16 Вт/м°С – коэффициент теплопроводности лобовой изоляции (класс

      изоляции Н) по [6];

      Rл.a1 – тепловое сопротивление теплоотдачи с поверхности лобовых частей

      - коэффициент теплоотдачи с поверхности лобовых частей:

    vа – скорость якоря.

5.1.4 Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении, противоположном коллектору


5.1.5 Тепловое сопротивление лобовой части обмотки якоря со стороны, противоположной коллектору.

5.1.6 Тепловое сопротивление пазовой части обмотки якоря через клинья

где

       .

5.1.7 Тепловое сопротивление обмотки якоря

5.1.8 Тепловое сопротивление внешней поверхности сердечника якоря

где  - тепловое сопротивление зубцов якоря

  - тепловое сопротивление теплоотдачи с внешней поверхности

      сердечника якоря

5.1.9 Тепловое сопротивление сердечника якоря

5.1.10 Тепловое сопротивление внешней поверхности коллектора

где

5.1.11 Тепловое сопротивление теплоотдачи с торцевой поверхности петушков коллектора

где

5.1.12 Тепловое сопротивление коллектора


5.2 Определение потерь

где  – электрические потери в якоре при максимально допустимой температуре 165°С.

Рэла, Рст, Рдоб, принимаются равными величинам, полученным в результате электромагнитного расчета.

5.3  Исходная система уравнений:

В соответствии с тепловой схемой замещения (рис.5.1) составляем систему уравнений:

где Q1 – перегрев пазовой части обмотки якоря,

Q2 – перегрев стали сердечника якоря,

Q3 – перегрев лобовой части обмотки якоря

5.4  Система уравнений для расчета перегревов внутренних частей электродвигателя:

Данная система уравнений получена из предыдущей путем исключения тепловых потоков между активными частями:

После подстановки найденных выше тепловых сопротивлений и потерь система уравнений приобретает следующий вид:


Превышение температуры активных частей над охлаждающим воздухом:

Решая систему уравнений п.5.4 определяем перегревы активных частей:

Перегрев активных частей над охлаждающим воздухом:

Перегрев пазовой части обмотки якоря:

Перегрев лобовой части обмотки якоря:

Перегрев стали сердечника якоря:

Среднее превышение температуры обмотки якоря:

5.5  Тепловой расчёт обмоток, расположенных на полюсах:

5.5.1 Превышение температуры последовательной обмотки возбуждения над охлаждающим воздухом:

         где Rпослед.ов – тепловое сопротивление от последовательной обмотки возбуждения к охлаждающему воздуху: