Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств

Страницы работы

Содержание работы

ЛЬГОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Из-за недостаточного и несвоевременного финансирования возникли задолженности: по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений и кредиторская — постав­щикам коммунальных услуг, не развивается материальная база, не производятся работы по ка­питальному и текущему ремонту, не приобретается необходимое оборудование. Поэтому бюд­жетные образовательные учреждения вынуждены заниматься всеми доступными им видами предпринимательской деятельности, а также расширять объёмы оказания платных дополни­тельных образовательных услуг. Чтобы обеспечить налоговые льготы своим учреждениям, ру­ководители учебных заведений участвуют в многочисленных судебных процессах.

В ряде регионов на выполнение в полном объёме Закона «Об образовании» сильно повлия­ла позиция, занятая региональными органами управления образованием. Так, на территории Ни­жегородской области образовательные учреждения имеют возможность полностью использовать налоговые льготы благодаря принципиальной позиции руководства департамента образования и науки и грамотной совместной работе экономических и юридических служб департамента.

Важность чёткой позиции регионального органа управления образованием признали и руководители областной налоговой инспекции, по-своему определявшие понятие предприни­мательской деятельности и пытавшиеся убедить образовательные учреждения платить налог на пользователей автодорог со всей выручки. Нам представляется, что эта история будет по­лезной в условиях нового раунда разногласий, вызванных введением Налогового и Бюджетно­го кодексов.

После того как с выходом письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97 «Об уплате на­лога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями» начались пре­тензии налоговых инспекций к образовательным учреждениям области, департамент направил запрос в Минюст РФ, ответ которого о неправомерности ссылок на это письмо ГНС был неза­медлительно доведён до сведения руководителей образовательных учреждений и муниципаль­ных органов управления образованием. В ответе Минюста РФ говорилось и о том, что «в ком­петенцию Госналогслужбы России не входит разъяснение противоречий между законодательными актами РФ» и о том, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие обязательной регистрации, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирова­ния соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». Поэтому руководству налоговой инспекции по Нижегородской области было предложено привести свою позицию в соответствие с требованиями законодательства и подписать совместное письмо, разъясняющее возможность использования льгот по налогообложению образовательных учреждений и юридическую несостоятельность письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97. Однако Госналогслужба оставалась непреклонной, продолжались проверки образовательных учреждений, в результате которых выносились решения, содержащие требования об уплате налогов, пени и штрафов.

Чтобы защитить образовательные учреждения области, руководство Департамента обра­зования и науки обратилось к прокурору Нижегородской области с просьбой рассмотреть законность требований Госналогслужбы. Прокурор Нижегородской области вынес протест, в ко­тором указывалось, что «доводы налоговых инспекций о том, что не допускается предо­ставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством, явля­ются неправомерными, так как в соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об основах налого­вой системы в РФ» льготы по налогам могут устанавливаться законодательными акта­ми и применяться в соответствии с действующим законодательством, каковым и явля­ется Закон РФ «Об образовании».

Кроме того, зная о многочисленных судебных разбирательствах образовательных учреж­дений с налоговыми инспекциями различных уровней, департамент образования и науки обра­тился к председателю Арбитражного суда Нижегородской области с просьбой обобщить судеб­ную практику по этой проблеме. Полученный документ № 05-05/13 от 11.02.99 за подписью председателя Арбитражного суда Нижегородской области содержал чёткую позицию судебной инстанции: «Закон РФ «Об образовании» устанавливает особый режим налогообложения образовательных учреждений, который заключается в том, что налогообложению подле­жит только доход, полученный от предпринимательской деятельности, предусмотрен­ной уставом и не реинвестированный непосредственно в образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Доход, полученный от предпринимательской деятельности, реинвестиро­ванный в образовательный, процесс, освобождается от уплаты всех, видов налогов, в том, числе и от платы за землю. Необходимым и достаточным условием для пользования дан­ной льготой является наличие у налогоплательщика фактического обстоятельства, под­тверждённого документально, с которым закон связывает возникновение права на льго­ту. Нормы Закона РФ «Об образовании* действуют непосредственно и подтверждения льготы, установленной в нём налоговым законодательством, не требуется».

Похожие материалы

Информация о работе