Основные фундаментальные положения экономической теории

Страницы работы

Содержание работы

СибГУТИ

Домашняя письменная работа

«ОСНОВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

                выполнил: студент группы РА-75

                                                                Барсуков Е.С.

                                   проверил:  Мельникова Г.П.

Новосибирск 1999

Экономика  как  наука  включает  в  себя  две взаимосвязанных части:

ü  макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;

ü микроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов .

Самым главным и определяющим в деятельности людей является процесс производства материальных благ. При этом решается 3 важнейшие проблемы:

ü Что производить? (какие блага, и в каком количестве)

ü Как производить? ( из каких ресурсов и при помощи какой технологии)

ü Для кого производить?( кто будет потреблять)

Необходимость решения этих проблем обусловлена тем, что в обществе существует система потребностей (потребности – побудитель активной деятельности людей). Различают первичные (пища, одежда, жилье) и вторичные ( социально-культурные, обучение и т.д.) потребности.

При решении основных вопросов производства руководствуются тем, что потребности безграничны и постоянно растут, а ресурсы ограничены. Пути решения этих вопросов зависят от господствующей в обществе экономической системы. В теории различают 3 типа экономических систем:

ü  Традиционная ( коренные вопросы решаются на основе установившихся, и передающихся из поколения в поколение традиций).

ü  Командная ( главную роль здесь играет государство, которое через систему планирования решает что, как, и для кого производить)

ü  Рыночная (центральную роль здесь играет рынок и механизм его функционирования т.е. спрос и предложение, конкуренция и формирование цен на их основе).

Различают также смешанную модель экономики, главная ее черта – включение государства в регулирование экономики в дополнение к рыночной системе. Именно смешанная модель является наиболее жизнеспособной.

Основой любой экономики является такое понятие как собственность. В юридическом смысле собственность выражает имущественные отношения, закрепленные правовыми нормами, т.е. законодательством. Содержание же этих юридических отношений определяется глубинными экономическими отношениями. В экономическом смысле собственность с одной стороны - это материальные блага, которыми обладает, пользуется и распоряжается один человек, коллектив, или общество в целом, а с другой стороны – это отношение между участниками производства по поводу средств производства и созданного продукта. В мировой практике различают частную и государственную формы собственности, российские экономисты различают частную, коллективную (групповую) и общественную формы собственности. Эти три формы собственности выделяются как базовые, на основе которых возникают производные формы собственности: акционерная, кооперативная, совместная, и другие. В экономике развитых стран Запада существует большое разнообразие форм собственности, при доминирующей роли частной собственности в акционерной, групповой форме. Экономическая связь между формами собственности реализуется через рынок, товарно-денежные отношения.

Рынок – система экономических отношений, которая обеспечивает эффективное функционирование хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли.  Можно сказать, что рынок – это взаимодействие покупателей и продавцов. Объектами рынка являются товары, услуги и деньги. В любом обществе рынок вполняет следующие функции:

ü  Информационная

ü  Посредническая

ü  Регулирующая

ü  Ценообразующая

ü  Санирующая

В обобщенное понятие «рынок» входят: товарный рынок, рынок капитала, рынок труда, рынок научно-технических разработок и информации, рынок недвижимости.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах: цена, спрос и предложение, конкуренция, их взаимодействие и характеризует рыночный механизм.

Цена – денежное выражение стоимости товара (совпадает со стоимостью когда уравновешивается спрос и предложение).

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение – количество товаров и услуг которые имеются в продаже при данной цене.

Конкуренция – соперничество субъектов рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

Похожие материалы

Информация о работе