Зависимость между ценой товара и спросом на него характеризуется кривой спроса (SS)- закон спроса. Помимо цены на спрос влияют:
ü Предпочтения и вкусы потребителей
ü Число покупателей на рынке
ü Денежные доходы населения и их изменение
ü Изменение цен на сопряженные товары
ü Потребительские ожидания относительно изменения цен.
Зависимость между ценой и предложением характеризуется кривой предложения (DD)- закон предложения. Помимо цены на предложение влияют следующие факторы:
ü Уровень издержек производства
ü Число продавцов на рынке и конкуренция между ними
ü Ожидания производителей относительно изменения цен
ü Цены на другие товары
Точка пересечения SS и DD это точка рыночного равновесия.
Рыночное равновесие устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое продавцы согласны продать при установившейся цене.
Очень важную роль в механизме рынка играет конкуренция
Экономическая конкуренция – соревнование фирм, предприятий на рынке за предпочтение потребителей их товарам с целью получения наибольшей прибыли.
Конкуренцию классифицируют следующим образом:
ü Совершенная (свободная) конкуренция (немонополистическая)
ü Несовершенная (несвободная) конкуренция
· Чистая монополия
· Монополистическая конкуренция
· Олигаполия
Различают 2 метода конкуренции: ценовую и неценовую
Важное место в экономической теории занимает понятие предпринимательство – как тип хозяйственного поведения, как процесс деятельности по созданию чего-либо нового обладающего ценностью.
Процесс предпринимательства состоит из 4 четко выраженных стадий:
ü Поиск новой идеи и оценка возможности ее реализации
ü Составление бизнес-плана
ü Поиск необходимых ресурсов, в том числе трудовых и финансовых
ü Управление созданным предприятием
Основополагающие проблемы в рыночной экономике решаются фирмами.
Фирма – это институт, или элемент любой рыночной экономики, это организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая юридической и экономической самостоятельностью.
В деятельности любой фирмы одну из главных ролей играет маркетинг – это такая система организации работы фирмы при которой производственные решения принимаются на основе специального предварительного изучения требований рынка.
Важнейшие цели (функции) маркетинга:
ü Сегментация
ü Сбор рыночной информации
ü Прогнозирование рынков
Макроэкономика – раздел экономической теории о хозяйстве как едином целом, о его сбалансированности, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и его экономической политики.
Цели макроэкономики:
ü Регулирование объема производства в стране достижение сбалансированности народного хозяйства.
ü Регулирование занятости и безработицы, практическое обеспечение сбалансированности рабочих сил и трудовых ресурсов
ü Регулирование цен и инфляции в стране, поддержание стабильных цен на свободном рынке, обуславливающий уровень инфляции близкий к нулю – это идеал макроэкономической политики
ü Регулирование внешнеэкономической политики, внешнеэкономических связей: равновесие между импортом и экспортом, сокращение внешнеторгового дефицита и внешнего долга, поддержка стабильного обменного курса национальной валюты на валюту других стран
Показатели функционирования национальной экономики:
1. Экономический рост экономики.
2. Производство ВНП, ВВП.
3. Производство, распределение и использование национального дохода (использование и перераспределение).
4. Производительность общественного труда.
5. Занятость населения.
6. Уровень безработицы.
7. Жизненный уровень населения.
8. Доходы, з/плата.
9. Номинальная и реальная з/плата.
10. Денежное обращение.
11. Инфляция.
12. Торговый и платежный баланс.
13. Внешнеэкономическая деятельность.
Ключевой проблемой экономической теории и хозяйственной практики любого государства
является макроэкономическое равновесие – такое состояние национальной экономики, при котором использование ограниченных ресурсов для создания различных благ и их распределение между членами общества сбалансированы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.