Всё это позволило руководителям образовательных учреждений успешно отражать неправомерные требования налоговых органов.
После вступления в силу с 1 января 1999 года Налогового кодекса РФ Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» частично утратил силу, налоговые органы стали ссылаться на невозможность применения льгот, не предусмотренных Налоговым кодексом. Однако нормы Закона «Об образовании» являются нормами прямого действия и подлежат исполнению всеми органами власти и должностными лицами, так как Конституция РФ не разделяет федеральные законы по степени их приоритетности.
Поэтому до полного введения ч. II Налогового кодекса и внесения соответствующих изменений в законодательство об образовании всё ещё можно использовать налоговые льготы, предоставленные им образовательным учреждениям. Такой вывод сделан и в постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ №5 от 28.09.01 «О некоторых вопросах применения ч. I Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 15). В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения положений ч. I Налогового кодекса РФ, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению пленум Высшего арбитражного суда РФ постановил дать арбитражным судам следующие разъяснения: «В силу пункта 1 статьи 56 кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав ч. II НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения*.
Налоговый кодекс дал возможность образовательным учреждениям не опасаться необоснованного списания денежных средств со счёта в виде начисленных налогов, пени и штрафов вследствие отнесения деятельности образовательных учреждений к предпринимательской. В соответствии со статьёй 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
Ситуация для образовательных учреждений облегчилась, ибо если до 1999 года налоговые органы после вынесения решения о доначислении налогов и начислении штрафных санкций могли в безакцептном порядке списать денежные средства со счёта образовательного учреждения, которое было вынуждено доказывать свою правоту в суде и требовать возврата денег, то с 1 января 1999 года уже налоговые органы были вынуждены подавать в суд и доказывать законность своих решений. Так как положительных для налоговых органов решений не было, то в случае грамотной позиции образовательных учреждений, отказывающихся в добровольном порядке выполнять решения ГНИ и предлагавших налоговикам обращаться в суд в соответствии со статьёй 45 НК РФ, органы государственной налоговой инспекции Нижегородской области, не желая увеличивать невыигрышную для себя статистику, на этом прекращали свои притязания.
Между тем беспокоит резкое уменьшение налоговых льгот образовательным учреждениям в ч. II Налогового кодекса. Так, уже фактически ликвидированы льготы при реинвестировании доходов от предпринимательской деятельности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.