Сегодня необходимо нарабатывать судебную практику в отстаивании прав образовательных учреждений на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Допускаем, что в регионах ситуация сложится по-разному. Если руководство региональных (либо муниципальных) органов управлений образования найдёт в себе силы противостоять требованиям финансовых органов, федерального казначейства (подобно тому, как отстаивали налоговые льготы перед налоговыми органами), то теневые финансовые потоки имеют шансы выйти на свет. В противном же случае окончательное «почернение нала» в сочетании с его повсеместным расширением может привести к различным неблагоприятным последствиям, в том числе и к криминализации сферы образования. Наивно думать, что криминал, пронизывающий многие сферы нашего общества, пройдёт мимо столь потенциально прибыльной и значимой отрасли, как образование.
К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ВВЕДЕНИЕ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
В советское время финансирование учебных заведений осуществлялось по 13 расходным статьям:
— заработная плата;
— начисления на заработную плату;
— канцелярские и хозяйственные расходы;
— командировки и служебные разъезды;
— учебные расходы;
— стипендии;
— расходы на питание;
— приобретение оборудования и инвентаря;
— государственные капитальные вложения сверх плана;
— приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
— государственные капитальные вложения по плану;
— капитальный ремонт зданий и сооружений;
— прочие расходы.
По каждой статье существовали натуральные нормы потребления, рассчитанные в соответствии с дидактическими, методическими, санитарно-гигиеническими и прочими требованиями.
Идея перехода от постатейного к нормативному бюджетному финансированию в расчёте на одного учащегося была выдвинута в конце 80-х годов, чтобы заменить финансирование учебного процесса финансированием его результата. Под нормативом понималась среднестатистическая стоимость обучения одного учащегося. При этом предполагалось, что все образовательные учреждения получат свой расчётный счёт, на который будут непосредственно поступать бюджетные средства. Хозяйственная самостоятельность школ должна заинтересовать их зарабатывать как можно больше, привлекая большее число учащихся. Кроме того, считается, что родители и учащиеся получат возможность свободно выбирать школу и не будут жёстко прикреплены к школе «своего» микрорайона. Школы будут конкурировать между собой за учеников; самостоятельно распоряжаясь выделяемыми средствами, будут стремиться максимально эффективно их использовать, расширяя и совершенствуя спектр образовательных услуг.
Нормативное финансирование уже десять лет записывается как направление реформ, однако до сих пор никаких федеральных нормативов нет, статус юридического лица (со своим расчётным счётом) имеют примерно 10% образовательных учреждений, а предоставленная свобода финансово-хозяйственной деятельности постоянно ущемляется. Причём с введением Бюджетного кодекса и фактическим запрещением самостоятельно перераспределять денежные средства с одной статьи расходов на другую — уже кардинально. Очевидна также абсурдность введения нормативного финансирования в сельской школе.
Во многих регионах принимаются законы о нормативах минимальной социальной (бюджетной) обеспеченности и вводится норматив как усреднённые расходы на одного учащегося, при расчёте которого плановые и финансовые органы исходят из фактически произведённых расходов в отчётном году, плановых доходов и контингента учащихся.
Идея нормативов, казалось бы, хорошая. Однако против введения нормативного подушевого финансирования также существует достаточно аргументов. Приведём основные из них:
1. Нормативы не могут работать в условиях хронического недофинансирования. Если государство не может выполнить свои обязательства перед образовательным учреждением даже по двум-трём статьям расходов (заработная плата с начислениями, коммунальные услуги и питание или стипендия), то какой может быть разговор о рационализации использования средств?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.