САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Проблема совершенствования системы управления образовательным учреждением — это и проблема оптимизации использования бюджетных средств. Один из её факторов — реальная самостоятельность образовательных учреждений. Без этого они не могут эффективно функционировать в условиях рыночной экономики.
Если в период плановой экономики все хозяйствующие субъекты подчинялись единому центру, существовали установленные тарифы на коммунальные услуги и цены на товары и услуги, то сегодня цены в большинстве своём определяются рыночными законами, а образовательные учреждения существуют в окружении рыночных субъектов экономики. Если у руководителя нет стимулов к тому, чтобы экономить средства вверенного ему учреждения, они расходуются неэффективно.
К примеру, в некоторых районах Нижегородской области для профессиональных училищ был установлен тариф на отопление, применяемый к коммерческим организациям, а не к бюджетным, т.е. в 2-3 раза выше. Руководители этих учреждений проявляли безразличие к тарифу, ибо, сколько запросили на коммунальные услуги, столько и закладывалось в смету, а фактически будет профинансировано меньше. Разница станет кредиторской задолженностью и в очередной раз увеличит долги образовательного учреждения.
Директора общеобразовательных школ, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, ещё менее заинтересованы в том, чтобы оптимизировать использование бюджетных средств, так как, фактически, они и не вникают в свои сметы, хотя их и подписывают.
В соответствии с п. 1 ст. 48 и ст. 51 ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Статус юридических лиц законом предоставлен только образовательным учреждениям, а статус так называемых сетевых учреждений, и, прежде всего, централизованных бухгалтерий, остался неопределён. Сегодня все они фактически — структурные подразделения органов управления образованием.
Формально обеспечивая реализацию статуса образовательных учреждений как юридических лиц, органы управления образованием тем не менее забывают о том, что для осуществления в полной мере прав юридического лица образовательному учреждению необходимо иметь расчётный счёт. Такой счёт нужен и для участия в судах в качестве истца или ответчика, для заключения договоров и в других случаях. Отсутствие расчётного счёта у образовательных учреждений — это прямое нарушение Федерального закона «Об образовании», в п. 1 ст. 43 которого определено, что образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.
Традиционное понимание хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений означает, что в учреждении работает «свой» главный бухгалтер. Кроме того, необходим как минимум кассир, а с учётом требований налоговых органов по передаче данных о доходах работников ещё и специалист-бухгалтер, умеющий работать с компьютерным программным обеспечением. Более того, частые изменения в законодательстве требуют постоянно их отслеживать, а также подписываться на специализированные периодические издания, посещать семинары и т.д. Всё это увеличивает расходы на содержание образовательного учреждения. Реально сократить их можно с помощью обслуживания централизованными бухгалтериями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.