Поняв безрезультатность «лобовой» атаки, налоговые органы выработали новую стратегию, потенциально очень опасную для учреждений образования в связи с неопределённостью понятия «реинвестирование на нужды образовательного процесса». Эта стратегия продемонстрирована в письме Управления МНС России по г. Москве № 06-08/26822 от 28.06.2000 «О порядке исчисления и уплаты налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы образовательными организациями». Отмечая далее сложившуюся неблагоприятную для налоговых органов арбитражную практику и наличие прямых указаний Высшего арбитражного суда РФ (письма № 4714/99 от 22.07.99, № С5-5/уп-618 от 03.06.99) о неправомерности требований налоговых органов по уплате налогов образовательными учреждениями в части непредпринимательской деятельности, Управление МНС России по г. Москве акцентирует внимание на том, что в случаях неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, от реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ, услуг, деятельность будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на пользователей автодорог. Полное рефинансирование доходов от оказания платных услуг образовательных учреждений, по мнению управления МНС по г. Москве, подразумевает, что на конец отчётного периода все полученные образовательным учреждением доходы израсходованы на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), на его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
При этом в письме приводится конкретный пример: «Образовательное учреждение за первое полугодие 2000 года получило доход от оказания платных услуг в сумме 100 000 руб., по состоянию на 1 июля 2000 года израсходовано на обеспечение образовательного процесса 87 000 руб., т. е. по состоянию на конец отчётного периода доходы от оказания платных услуг не полностью рефинансированы на нужды образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Следовательно, не выполнено условие (полное рефинансирование), предусмотренное Законом РФ «Об образовании» для признания этой деятельности непредпринимательской. В этом случае объектом обложения налогом на пользователей автодорог будет являться вся выручка, полученная образовательным учреждением в размере 100 000 рублей».
Таким образом, в настоящих условиях образовательным учреждениям необходимо крайне внимательно фиксировать выполнение требований ст. 45 и 47 Федерального закона РФ «Об образовании», т.е. отслеживать реинвестирование непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
При этом необходимо отметить неполное соответствие сделанных налоговыми органами выводов требованиям Закона РФ «Об образовании», в п. 3. ст. 47 которого говорится о том, что «деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении». Поэтому, на наш взгляд, неправомерно относить всю деятельность к предпринимательской, а налогообложению должна подлежать лишь та часть выручки, которая не реинвестирована. Окончательное слово по этому поводу скажет суд.
Налоговые аспекты необходимо учитывать и при формировании попечительских советов, так как финансовые схемы, предлагаемые в настоящее время отдельными авторами, могут отрицательно сказаться на положении образовательных учреждений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.