Чтобы этого не произошло, в договоре следует указать, что он является безвозмездным (что не запрещено Гражданским кодексом РФ). Бухгалтерское обслуживание осуществляется за счёт поступающего бюджетного финансирования в пределах утверждённой сметы на содержание подведомственных органу управления образованием образовательных учреждений и сетевых учреждений (в том числе и централизованной бухгалтерии).
Рекомендуется также предусмотреть возможность материально стимулировать работников централизованной бухгалтерии руководителем образовательного учреждения в зависимости от результатов работы. Тем самым будет обеспечена их материальная заинтересованность, а, следовательно, работа в интересах именно образовательного учреждения. Привлекать руководителя образовательного учреждения к расходованию бюджетных средств — значит существенно повысить его ответственность и эффективность их использования.
Особую актуальность предлагаемые меры приобретают в условиях действия Бюджетного кодекса, принятого Федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.98 и введённого в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом № 159-ФЗ от 09.07.99 «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации». Ещё не все образовательные учреждения ощутили на себе его влияние, но это может произойти совсем скоро.
Бюджетным кодексом РФ установлена новая норма, согласно которой доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг и использования имущества, иной деятельности в полном объёме зачисляются в соответствующий бюджет и должны отражаться в смете доходов и расходов. Вместо раздельных смет по бюджетным и внебюджетным средствам предусматривается составлять единую смету доходов и расходов, тогда как отраслевое распределение ассигнований в утверждённых бюджетах по предметным статьям расходов предполагается без учёта платных услуг. В частности, в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы государственного или муниципального образовательного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности.
Перевод на казначейское исполнение бюджетов для образовательных учреждений будет означать, что появится своего рода мегацентрализованная бухгалтерия — федеральное казначейство (территориальное управление), только ещё более строгая по сравнению с имеющейся, а централизованные бухгалтерии органов управления образованием вообще могут остаться не удел.
Так видят ситуацию сами работники Федерального казначейства. Однако это не означает, что именно так должно быть, ибо имеются противоречия между Гражданским, Бюджетным кодексами и Законом РФ «Об образовании».
Наличие специального законодательного акта — Федерального закона РФ «Об образовании» означает, что ограничить права образовательных учреждений можно только путём внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Закона «Об образовании» или его отмены.
Более того, частью 2 ст. 7 ФЗ № 159-ФЗ от 09.07.99 «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ» установлено, что законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу.
Поэтому Федеральный закон РФ «Об образовании» продолжает действовать в полном объёме без изъятий и ограничений. Однако успешно отстаивать права образовательных учреждений в спорах с органами федерального казначейства можно лишь в случае, если органы управления образованием сами не нарушают право образовательных учреждений на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.