Однако многие руководители образовательных учреждений настаивают на введении собственных бухгалтерий, считая, что так им будет легче работать. Подобная ситуация вызвана тем, что сложилась практика финансово-хозяйственных отношений, когда в нарушение законодательства органы управления без договора и доверенности присваивают себе право самостоятельно распоряжаться средствами образовательных учреждений. Тем самым образовательные учреждения лишаются статуса юридического лица, становясь фактически структурными подразделениями органов управления.
Органы управления навязывают образовательным учреждениям различные услуги через централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационные конторы, методические кабинеты и т.п. и сами себе за такие услуги платят, ибо все средства находятся в полном распоряжении централизованных бухгалтерий. Право первой подписи на всех финансовых документах централизованной бухгалтерии находится у руководителя органа управления образованием.
Такие отношения не соответствуют современным рыночным условиям, ибо централизованная бухгалтерия, вместо того чтобы обслуживать школу или детский сад, решает, какую из просьб директоров и когда удовлетворить, тем самым фактически управляя школой.
Между тем переход к работе в условиях полной хозяйственной самостоятельности отнюдь не означает, что обязательно создавать собственную отдельную бухгалтерию. Можно воспользоваться правами руководителя по ведению бухгалтерского учёта, предоставленными Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 этого закона в зависимости от объёма учётной работы руководители образовательных учреждений могут:
· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· ввести в штат должность бухгалтера;
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
· вести бухгалтерский учёт лично.
Существующее положение дел, когда бухгалтерский учёт большинства муниципальных образовательных учреждений ведётся централизованными бухгалтериями без какого-либо договора, нарушает Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В отдельных районах руководителей образовательных учреждений заставляют писать просьбы об обслуживании школы централизованной бухгалтерией. Но это отнюдь не выполнение закона.
Образовательное учреждение может заключить договор с централизованной бухгалтерией на бухгалтерское обслуживание и реализовать своё право юридического лица: открыть отдельный расчётный счёт и самостоятельно расходовать выделяемые по смете бюджетные средства и доходы от внебюджетной деятельности.
В рамках такого договора должны быть определены права и обязанности каждой из сторон. Так, в нём может быть предусмотрено открытие необходимого числа расчётных (в том числе валютных) счетов образовательному учреждению, порядок предоставления информации руководителю школы работниками централизованной бухгалтерии, закрепление по согласованию сторон конкретного работника централизованной бухгалтерии в качестве ответственного за обслуживание этого образовательного учреждения и т.д. Самая важная особенность такого договора в том, чтобы определить, будет ли он возмездным договором на оказание услуг или нет.
Прямое следование нормам договорного права при составлении договора приведёт к тому, что он будет сведён к договору о возмездном оказании услуг, а, следовательно, должен предусматривать цену договора и порядок оплаты услуг централизованной бухгалтерии. В результате возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на пользователей автодорог, а в определённых случаях и другими налогами. Иными словами, как минимум 20% средств будут расходоваться не на нужды системы образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.