ЛЬГОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Из-за недостаточного и несвоевременного финансирования возникли задолженности: по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений и кредиторская — поставщикам коммунальных услуг, не развивается материальная база, не производятся работы по капитальному и текущему ремонту, не приобретается необходимое оборудование. Поэтому бюджетные образовательные учреждения вынуждены заниматься всеми доступными им видами предпринимательской деятельности, а также расширять объёмы оказания платных дополнительных образовательных услуг. Чтобы обеспечить налоговые льготы своим учреждениям, руководители учебных заведений участвуют в многочисленных судебных процессах.
В ряде регионов на выполнение в полном объёме Закона «Об образовании» сильно повлияла позиция, занятая региональными органами управления образованием. Так, на территории Нижегородской области образовательные учреждения имеют возможность полностью использовать налоговые льготы благодаря принципиальной позиции руководства департамента образования и науки и грамотной совместной работе экономических и юридических служб департамента.
Важность чёткой позиции регионального органа управления образованием признали и руководители областной налоговой инспекции, по-своему определявшие понятие предпринимательской деятельности и пытавшиеся убедить образовательные учреждения платить налог на пользователей автодорог со всей выручки. Нам представляется, что эта история будет полезной в условиях нового раунда разногласий, вызванных введением Налогового и Бюджетного кодексов.
После того как с выходом письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97 «Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями» начались претензии налоговых инспекций к образовательным учреждениям области, департамент направил запрос в Минюст РФ, ответ которого о неправомерности ссылок на это письмо ГНС был незамедлительно доведён до сведения руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием. В ответе Минюста РФ говорилось и о том, что «в компетенцию Госналогслужбы России не входит разъяснение противоречий между законодательными актами РФ» и о том, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие обязательной регистрации, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». Поэтому руководству налоговой инспекции по Нижегородской области было предложено привести свою позицию в соответствие с требованиями законодательства и подписать совместное письмо, разъясняющее возможность использования льгот по налогообложению образовательных учреждений и юридическую несостоятельность письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97. Однако Госналогслужба оставалась непреклонной, продолжались проверки образовательных учреждений, в результате которых выносились решения, содержащие требования об уплате налогов, пени и штрафов.
Чтобы защитить образовательные учреждения области, руководство Департамента образования и науки обратилось к прокурору Нижегородской области с просьбой рассмотреть законность требований Госналогслужбы. Прокурор Нижегородской области вынес протест, в котором указывалось, что «доводы налоговых инспекций о том, что не допускается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством, являются неправомерными, так как в соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» льготы по налогам могут устанавливаться законодательными актами и применяться в соответствии с действующим законодательством, каковым и является Закон РФ «Об образовании».
Кроме того, зная о многочисленных судебных разбирательствах образовательных учреждений с налоговыми инспекциями различных уровней, департамент образования и науки обратился к председателю Арбитражного суда Нижегородской области с просьбой обобщить судебную практику по этой проблеме. Полученный документ № 05-05/13 от 11.02.99 за подписью председателя Арбитражного суда Нижегородской области содержал чёткую позицию судебной инстанции: «Закон РФ «Об образовании» устанавливает особый режим налогообложения образовательных учреждений, который заключается в том, что налогообложению подлежит только доход, полученный от предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом и не реинвестированный непосредственно в образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Доход, полученный от предпринимательской деятельности, реинвестированный в образовательный, процесс, освобождается от уплаты всех, видов налогов, в том, числе и от платы за землю. Необходимым и достаточным условием для пользования данной льготой является наличие у налогоплательщика фактического обстоятельства, подтверждённого документально, с которым закон связывает возникновение права на льготу. Нормы Закона РФ «Об образовании* действуют непосредственно и подтверждения льготы, установленной в нём налоговым законодательством, не требуется».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.