Ф – магнитный поток, Вб;
М – вращающий момент на валу, Нм;
ηм – коэффициент полезного действия, учитывающий потери момента в ТД;
Сn и См. – постоянные коэффициенты, определяемые конструктивными
Постоянные коэффициенты находят по формулам:
; (1.3)
, (1.4)
где р, а и N – числа пар полюсов двигателя, пар параллельных ветвей и активных проводников обмотки якоря соответственно.
Тяговые двигатели отечественных электровозов в подавляющем большинстве имеют последовательное возбуждение (рис. 1.1, а): катушки главных полюсов – обмотки возбуждения (В) включены последовательно с обмоткой якоря (Я).
При нормальном возбуждении (НВ) ток, протекающий по катушкам главных полюсов Iв, равен току якоря Iя, то есть Iв = Iя = Iд. Зависимость Ф(Iв) изображена на рис. 1.1,б.
В этом разделе контрольной работы необходимо рассчитать электромеханические характеристики ТД при номинальном напряжении на его зажимах Uд =Uд.н при НВ.
Расчет рекомендуется выполнять в следующем порядке.
1) Определить номинальный ток ТД
, (1.5)
где Рн – номинальная мощность ТД, кВт;
ηд.н – коэффициент полезного действия (КПД) ТД в номинальном режиме.
2) Рассчитать постоянные ТД Сn и См по (1.3) и (1.4).
3) Задаться рядом значений тока Iд в пределах 100 ... 800 А через каждые 100 А – для двигателей ТЛ-2К1, НБ406 и НБ-412К; 200 ... 1400 А через 200 А – для ТД НБ-418К6, НБ-514, ДПЭ810 и AL442nP; 200 ... 1000 А через 200 А – для ТД ДПЭ810. Значения токов занести в табл. 1.1. В числе значений должна быть величина Iд.н.
4) Для каждого значения тока по магнитной характеристике (Рис. П. 1) соответствующего ТД найти величины магнитного потока Ф и занести их в табл. 1.1.
5) По формулам (1.1) и (1.2) рассчитать частоту вращения и вращающий момент при Uд.н и НВ (Iв = Iя) для всех принятых значений тока, в числе которых должна быть его номинальная величина Iд.н.
Коэффициент, учитывающий потери момента в ТД, определить по формуле
ηм=1,04ηд.н (1.6)
Таблица 1.1
Электромеханические характеристики тягового двигателя
Ток двигателя Iд, А |
Магнитный поток Ф, Вб |
Частота вращения якоря n, об/мин |
Вращающий момент М, Нм |
Скорость движения V, км/ч |
Касательная сила тяги Fкд, кН |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Необходимо иметь в виду, что все расчеты следует выполнять с точностью трех значащих цифр. Большая точность, которую получают на ЭВМ или микрокалькуляторах, не имеет смысла, так как находится выше возможностей обычных способов измерения этих величин и не требуется для построения графических зависимостей. Примеры записи результата вычислений: 0,00786; 7,86; 786; 786000 (или 786∙103).
В табл. 1.1 столбцы 5 и 6 предназначены для заполнения после выполнения последующих разделов работы.
Необходимые для расчета параметры приведены в табл. П. 1, а магнитные характеристики ТД – на рис. П. 1.
6. По данным табл. 1.1 на миллиметровой бумаге формата А4 построить зависимости n(Iд ) и М(Iд), вид которых показан на рис. 1.2.
2. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТД НА ОБОДЕ КОЛЕСА ЭЛЕКТРОВОЗА
Электромеханическими характеристиками на ободе колеса называют зависимости скорости движения и касательной силы тяги от тока двигателя, которые рассчитывают по формулам:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.