Каркас промышленного здания. Компоновочные схемы основных частей каркаса. Несущие элементы покрытия, страница 4

Контрольные вопросы.

1.  Характеристика очертаний ферм.

2.  Характеристика решеток ферм.

3.  Легкие и тяжелые сечения элементов ферм.

4.  Габариты и отправочные марки.

5.  Зависимость усилий в элементах фермы от ее высоты.

6.  Типовые схемы ферм.


  IV.   Колонны.

Колонны промзданий различаются по видам конструктивных форм и типам сечений, но в меньшей степени, в сравнении с фермами.

Виды колонн показаны на рис.10. Первый, рис. 10а, представляет колонну постоянного сечения. Для опирания подкрановых балок предусматривается консоль. Сечение такой колонны развивать в плоскости рамы экономически невыгодно, поэтому она применяется при ограниченных высотах рамы и грузоподъемности кранов до 30 тс (Q£30 тс).

Колонны рис. 10б, 10в имеют переменное сечение – одноступенчатое, наиболее распространенное, и многоступенчатое, используемое достаточно редко при достаточно высоких рамах и наличии двух и более уровней размещения кранов (корпуса ТЭЦ, ГРЭС и т.п.).

На рис. 10г показана колонна раздельного вида (говорят – раздельная колонна) с очевидно выраженными двумя ветвями постоянного сечения. Наружные ветви, шатровые, вместе с ригелем образует раму, воспринимающую главным образом атмосферные нагрузки и относительно небольшие горизонтальные воздействия от торможения крановых тележек. Внутренние ветви, подкрановые, связанны с шатровыми лишь легкими горизонтальными креплениям, не препятствующими их обжатию (укорочению) вертикальными крановыми нагрузками. Фундаменты ветвей могут быть как объединенными, так и разъединенными. Из этой характеристики видно, что данный вид колонн наиболее целесообразен к применению при больших грузоподъемностях кранов (к сведению – встречаются с Q»1500-2000 тс). Весьма удобны они и при реконструкции как вариант усиления, особенно при замене меньших кранов на большие, естественно, с большими же габаритами.

На практике могут встречаться и иные виды колонн.

Типы сечений колонн отличаются еще меньшим разнообразием – сплошные или сквозные. В колоннах постоянного сечения, надкрановых (над ступенькой) частях ступенчатых и в обеих ветвях раздельных колонн обычно используется сплошные сечения рис. 11а, реже – по рис. 11б; в подкрановых (под ступенькой) частях ступенчатых колонн также обычно используется либо сплошное сечение по рис. 11в, либо сквозное – по рис. 12а, ветви которого (шатровая и подкрановая) объединяются треугольной раскосной решеткой. Шатровые ветви могут быть и составными: по рис. 12а – чаще, по рис 12г – реже, и прокатными по рис. 12б – с ограниченностью присущей швеллерам, и гнутыми – по рис. 12в. В колоннах средних рядов сечения обычно симметричны.

Сплошные сечения достаточно металлоемки, поэтому их выгодно применять при ограниченной ширине колонны – до 1м; при большей ширине предпочтение следует отдавать сквозным сечениям.

Контрольные вопросы.

1.  Виды колонн, их характеристика.

2.  Типы сечений колонн, рекомендация по их использованию.


  V.   Поперечные рамы

Поперечные рамы, объединяющие ригели и колонны, являются несущей основой каркаса промышленного здания. Поэтому именно к ним относятся общие положения, изложенные в разделе 1 и рекомендуемые для более подробного ознакомления по (2). Избегая повторения и ориентируясь на выполнение курсового проекта здесь рассмотрим лишь особенности компоновки поперечной рамы на примере одного пролетного здания.

Исходными данными для компоновки рамы являются:

L – пролет здания, расстояние между буквенными рядами колонн4

ГПР – отметка головки подкранового рельса;

Q – наибольшая грузоподъемность крана;

силовые и геометрические характеристики мостовых кранов, принимаемые по соответствующим техническим паспортам (габариткам). Дополнительно учитываются частные рекомендации, позволяющие унифицировать компоновку – в данном случае увязать геометрические размеры используемых в покрытии и становом ограждении ж/бетонных изделий, оконных переплетов и т.п. Например, примем условие, что высота надкрановой части колонны должна быть кратной - 0,2 м, а подкрановой -1 м.