Государство и право древнего Двуречия. Законы Хаммурапи. Древняя Индия. Древняя Греция. История государства и права Древнего Рима, страница 2

          Государство Хаммурапи опиралось на писаный закон в котором были описаны не только сами преступления, но и формы наказания за их совершение. Оформление первого кодифицированного закона, с достаточно строгой системой наказания, было связано с развитием частно - собственнических  и товарно - денежных связей, все это приводит к разорению общинников и обогащению за их счет крупных собственников. На ряду с перечисленным происходит упадок государственного хозяйства, поэтому храмовые и царские земли начинают раздавать в качестве должностных наделов за службу. Надо отметить, что государство все же пыталось ограничить, при помощи законов, влияние частной собственности.

Законы Хаммурапи

          Закон Хаммурапи является первым в истории достаточно полным и многосторонним сводом правовых норм и административных регламентов сложившихся на основе более ранних законов -царских указов и судебной практики.

          Законы Хам. были выгранены на каменном столбе. Закон делился на три части: введения, в котором обосновывалось принятие закона; непосредственно самих 289 статей и заключения. Закон не имел деления на разделы и главы, но ученые выделяют несколько групп и параграфов посвященных различным вопросам:

          1.Выделялись общие принципы правосудия, охране царя, храмов и населения, здесь же рассматривался статус имущества полученного от царя.

          2.Вторые по значимости являлись операции с недвижимостью и торговлей.

          3.Семейное право.

          4.Наказания за телесные повреждения.

          5.Опирации с движимым имуществом.

          Главным недостатком законов Хаммурапи является их категоричность, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, хотя логика изложения присутствует. Особенностью законов Хаммурапи по сравнению с другими древневосточными кодификациями является отсутствие религиозно-нравственного элемента.

          Закон выделяет три группы людей по их правоспособности:

          1.Полноправные.

          2.Мушкенум.

          3.Рабы.

Мушкенум  - это выходцы из других общин, у них прав было меньше чем у полноправных.

          Каждый из этих групп отвечал по разному за те или иные проступки (так за ущерб нанесенный мушкенуму штраф был меньше, чем штраф за ущерб нанесенный полноправному). За правонарушения совершенные рабами применялись жесткие и строгие меры наказания. Что касается мушкеномов, то это были зависимые царские люди, которые были лично свободные и даже имели личных рабов, а иногда занимали высокие должности.

          Самую высокую группу в законе составляли статьи признавая и защищая частную собственность, закон ставил перед собой основную в ее регулировании и ограничении. Прежде всего закон строго запрещал отчуждение жалованных царем наделов в любой форме, а особенно неотчуждаемы были наделы воинов.

          Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер оплаты за труд. Скурпулезно рассматривались все формы аренды и условия арендной платы. Особое внимание уделялось займу, остерегая от ростовщичества и защищая должника от произвола кредитора. Размер долговой ставки не должен был превышать 20%, в случае неурожая выплата должна была откладываться на год. Если должник в силу обстоятельств попадал в долговое рабство, то в отличае от раба кредитор нес за него ответственность, то есть не зависимо от суммы долга, долговое рабство не могло превышать трех лет.

          Брак был действителен только при наличии письменного договора, заключенного между бушующем мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. За неверность жена подвергалась смертной казни. Если жена была бесплодна - муж мог вернуть ее отцу и взять в жены новую женщину. Однако замужняя женщина была не бесправна, при разводе она получала все свое приданое обратно, имела право на развод, наследовала имущества мужа вместе с детьми. Власть отца над детьми была велика, вплоть до продажи в рабство, однако определенные ограничения присутствовали и здесь, так отец не мог лишить сына наследства если тот не совершил преступление.