Государство и право древнего Двуречия. Законы Хаммурапи. Древняя Индия. Древняя Греция. История государства и права Древнего Рима, страница 15

В 15 в. происходит ослабление парламента из-за войны «Алой и Белой розы». Так как значение парламента во многом держалось на Английской  знати, а большая часть ее погибла в этой войне, развитие капиталистических отношений породило потребность в сильной государственной власти, которую поддерживала как зарождающаяся буржуазия, так и значительная часть дворянства. Усилению короля способствовало также то, что в 16 в. Английская церковь была выведена из подчинения Папы Римского и король стал не только главой государства, но и главой церкви. Церковные земли были конфискованы и перешли во владения короля. Эти обстоятельства привели к усилению королевской власти, однако в Англии не возникало характерных для абсолютизма – разветвленного бюрократического аппарата и постоянной армии. Королевская власть не упразднила парламент, а использовала его как одну из опор торна.

Государственный строй в этот период выглядел следующим образом:

-Во главе государства стоял король,

-Помогал ему «Тайный совет», он обладал довольно широкой компетенцией: управлял заморскими владениями, регулировал внешнюю торговлю, участвовал в разработке законопроектов.

-Отделением «Тайного совета» была «Звездная палата», она выполняла функции политического трибунала. Процесс в ней носил инквизиционный характер, допускалось применение пыток, также она выполняла функцию политической цензуры.

-Довольно большое значение приобретает должность, появившаяся в конце 14 в. – королевского секретаря.

-Новшеством в области местного управления являлось создание в графствах должности – лорда лейтенанта, который возглавлял полицию и мировых судей.

Измененный акт «Хабеас Корпус»

Акт был принят 26 мая 1679г. и содержал уточненный перечень гарантий от произвольного ареста и тайных расправ.

Суть их сводилась к обязанности по приказу судьи доставить в судебное заседание человека, это делалось для того чтобы судья мог ознакомиться с основанием ареста и решить является ли задержание законным и в противном случае отпустить задержанного на свободу.

Эта процедура имела ряд последствий для всех ее участников: судьи, шерифа, тюремщика и самого арестованного.

Основные черты акта сводились к следующему:

1.  Любому задержанному или заключенному в тюрьму лицу должен был быть выдан письменный приказ об аресте, каким либо близ лежавшим судом обладающим уголовной юрисдикцией. При выдаче приказа судья мог освободить лицо из тюремного заключения если его задержали незаконно, либо отпустить под залог, или представить его дело на ближайшее судебное заседание.

2.  Срок доставки заключенного в суд по данному закону, был 3-и дня или чуть больше, в зависимости от места пребывания задержанного. Тюремщик, надзиратель или шериф были обязаны подчиниться такому приказу и не только доставить заключенного в суд, но и объяснить основания ареста и задержания.

3.  Для решения вопроса о законности ареста и задержания судьбе давалось 2-а дня.

В общих чертах эта процедура появляется в 15 в., но по акту 1679г. она была снабжена четкими ясными положениями об ответственности тюремных и судебных служащих перед обвиняемым, который прибывал под арестом или в тюрьме. За первое нарушение или пренебрежением приказом судья, шериф или тюремщик выплачивал штраф в пользу заключенного в 100 фунтов стерлингов. Штраф за повторное нарушение 200 фунтов стерлингов и дисквалификация с занимаемой должности. Штраф для судьи любой инстанции за неправомерный отказ выдать приказ Хабеас Корпус устанавливался в 500 ф. ст.

Приказ Хабеас Корпус был предназначен для контроля за законностью задержания и ускорения рассмотрения дела.


СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГЕРМАНИЯ.