7. Природа тревожности.
Важно определить основные причины тревожности. И опять не менее важно отметить защитную реакцию в этом контексте. Принимает ли она форму пассивности, отступления, агрессии, оральную, если одну из классически описанных и упомянутых ниже.
8. Основные защитные реакции.
Как уже говорилось (5) ТАТ предусматривает не только изучение содержания мотивов, но и позволяет изучить защитные реакции на эти мотивы. Нередко изучение защитной реакции может дать больше информации, чем изучение самих мотивов, которые бывает проявляются менее отчетливо по сравнению с реакцией на них и может быть тесно связана с поведением. Изучая мотивы и реакции TAT позволяет очень отчетливо представить структуру характера субъекта.
Кроме рассмотрения механизма защиты, описанного Анной Фрейд (9), так же стоит изучить манерные аспекты историй. Например, некоторые субъекты бывают одержимы защитой от тревожащего содержания картинки. Они могут создать четыре или пять тем, каждая очень короткая и наглядная, внешне различные, но идентичные по динамике. Иногда ряд (преемственность) тем к одной и той же картинке показывает попытки субъекта разрешить тревожащий его конфликт, последующие истории могут становиться все более безвредными, показывая нарастающую защищенность.
С другой стороны, каждая последующая тема может содержать более выраженный запретный мотив.
Вот хорошая иллюстрация нарастающей защищенности.
9BM 1) Группа из четырех мужчин, удирает от чего-то - мужчина слева за чем-то, следит. Возможно, что они бежали из заключения.
2) Позы – то, как они держатся, не похоже, чтобы они были сильно испуганы или взволнованы. Может это 4 охотника, а_парень слева смотрит, за чем они охотятся: на утку или другую дичь.
3) Послеобеденный отдых, на каких-либо загородных работах.
Предположения подростка состоят из трех историй: бегство из заключения, затем более безопасная история об охоте и, наконец, картинка отдыха – мирная и пассивная, совсем лишена элемента агрессии.
Таким образом, мы видим один из вариантов столкновения, в
совершенствовании, с угрозой агрессии.
13МК Ученый среднего возраст в историй.
1) Мужчина и женщина, возможно, в спальне или другой комнате с койкой. Она, возможно, больна и уложена в постель. Мужчина ухаживает за ней или это врач, пробывший у больной длительное время, ночь, и теперь устал. Женщина может спит или отдыхает, а может, умерла, и он, муж или врач, был с ней все это время, если это умерла его женя, то он показывает скорбь, а если она больна он встревожен, и устал.
2) Возможно, совершено убийство, и мужчина раскаивается и осознает свой поступок.
3) Возможно, это сожительство, женщина, раздетая в постели, мужчина одевается
4) Может, муж встал рано, собирается на работу, еще не совсем проснулся, а жена еще спит.
В этом случае, мы имеем четыре истории, показывающие прогрессию от сравнительно безобидного восприятия до мыслей об убийстве. Либо сожительство в представлении субъекта является еще худшим преступлением, продолжая эту прогрессию, либо оно показывает возобновление чувства защищенности, которое кульминирует затем в совершенно домашней сцене.
9. Адекватность суперэго.
Связь природы наказания и серьезности преступления позволяет видеть строгость суперэго. Герой психопата может постоянно выходить из историй убийства не более чем с чувством, что онполучил урок на всю оставшуюся жизнь. В историях невротика герой может быть случайно или преднамеренно убит или искалечен или умереть от болезни вследствие легкого нарушения или выражения агрессии. С другой стороны, среди невротиков также встречается неинтегрированное суперэго, иногда слишком строгое, иногда слишком снисходительное.
10. Интеграция эго.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.