Руководство к интерпретации ТАТ (одного из ведущих проектирующих личность тестов в США), страница 10

Польза. ТАТ будет полезен в любом всестороннем изучении личности, при интерпретации поведенческих отклонений, психосоматичес­ких заболеваниях, неврозах, психозах. Не рекомендуется применять к детям младше лет. Особенно рекомендуется перед проведением серий психотерапевтических бесед или краткого психоанализа. Осо­бенно эффективна комбинация двух тестов - ТАТ и (дополнительная информация).    

Целесообразность. (рациональность). Вся процедура состоит в презентации субъекту серий картинок и побуждении его к рассказу историй по ним, сочиняя "на ходу" (спонтанно). Тот факт, что ис­тории, собранные таким образом, содержат обычно отличительные ком­поненты (черты) личности, основан на проявлении двух психологи­ческих тенденций: тенденция людей интерпретировать двусмысленные жизненные ситуации в соответствии со своим прошлым опытом и нас­тоящими желаниями и тенденция пишущих историй: описывать, опира­ясь на свой опыт и выражать свои чувства и потребности, сознатель­но либо бессознательно.        '

 Если картинки преподнести как тест на воображение, то инте­рес субъекта и желание получить одобрение могут так поглотить его во время теста, что он потеряет бдительность и забудет о не­обходимости защиты от прозорливости экзаменатора и прежде, чем осознает это, он уже расскажет в выдуманном персонаже о себе та­кие вещи, в которых никогда не признался бы при прямом опросе. Как правило субъект проходит тест в счастливом неведении, что преподнес психологу чуть ли не ренгеновский снимок своего  внутреннего "я".

Материалыктесту. Они состоят из 19 картинок отпечатанных на белых бристольских листах и одного бланка-карты, называющих в целом 20 историй. Хотя, конечно, можно было бы обойтись без всяких картинок, дав указания "придумать историю", но установлено, что картинки стимулируют воображение; они побуждают субъекта обращаться, в свойственной ему манере, к определенным классическим человеческим ситуациям и, наконец, все преимущества использования стан­дартных стимулов, как и в др. тестах.

Набор картинок тщательно отбирался и совершенствовался.

Опыт показал, что значимость интерпретаций увеличивается, если на картинках присутствует фигура того же пола, что и субъект.

Данные картинки в большинстве можно использовать для обоих полов.

Авторы в основном ориентировались на возраст от 14 до 40 лет. Кроме соответствующего пола, следует соблюдать возрастную грань: персонаж не должен быть настолько стар, чтоб годиться субъекту в ро­дители. Тем не менее тест можно применять и к детям 7-14 лет с некоторыми дополнениями и заменами картинок.

Каждый набор представляет две серии по 10 картинок. Картинки из вторых серий подобраны более необычные, драматические и двус­мысленные по сравнению с первыми. Один полный час посвящается одной се­рии, следующий сеанс должен быть через день или позже.

Подготовкасубъекта. Большинство пациентов не нуждается в особой подготовке, за исключением подходящей причины для прохожде­ния теста. Но для особых тугодумов, замкнутых, сопротивляющихся и подозрительных, которые никогда не проходили образовательных или психологических тестов, следует дать сначала менее импозантный тест (на интеллект, механические способности, и др.). Дети легче справляются с ТАТ после составления историй об игрушках

Атмосферавовремятеста. Дружелюбная (без посторонних), в эстетично обставленном кабинете. Пол, возраст, манеры и личность тестера могут влиять на воображение субъекта. Неприемлемы грубость, нажим, безразличие, интеллектуальное превосходство.

Процедураинструкции. 1-й сеанс. Субъект размещается на удоб­ном стуле или кушетке, желательно спиной к тестеру (за исключени­ем детей и психически больных) и ему зачитывается инструк­ция и один из проведенных вариантов.

ВариантА. (для взрослых и подростков с достаточным уровнем и интеллекта и опыта)