Проблемы эксплуатации месторождений Уренгойского комплекса: Материалы научно-технической конференции, страница 17

Требования ТУ 51.0158623-01-91(ГША)

Факт качество топлива ГША

Факт качество топлива ГШЗ (сравнит.)

Наименование показателей

Норма

1

2

3

4

1. Цетановое число

Не менее 40

43

42

2. Фракционный состав:

10 % перегоняется при темпера­туре, °С,

50 %   - " -96 %   -" -

Не ниже 120 Не выше 260 Не выше 340

139 178 241

143 185 283

3. Вязкость кинематическая при 20 °С, мм 2

Не менее 1,45

1,5046

1,4778

4. Температура застывания, °С

Не выше

-55

-58

-48

5. Температура помутнения, °С

-

-

-36

6. Коксуемость 10 %-го остатка без присадки, %

Не более 0,2

0,019

0,021

7. Коэффициент фильтруемости

Не более 3

1,1

1,2

8. Плотность при 20 °С, кг/м3

Не более 840

791,5

790,4

9. Температура вспышки в за­крытом тигле, °С

Не ниже

15

19

15

• Анализы выполнены в соответствии с требованиями НТД, указанны­ми в ТУ 51.0158623-01-91.

Таблица 3

Производство топлива газоконденсатного широкофракционного

арктического для быстроходных дизелей (ГША)

по ТУ 51.0158623-01-91 на УПДТ УПКТ

Год

Количество арктического дизельного топлива, т

■1995

3032

1996

277

1997

118

1998

652

1999

1200

2000

801

ИТОГО:

6080

41


Производство арктического дизельного топлива снижает технико-экономические показатели УПДТ: выход ГШЗ - 4! % (9 мес, 2000 г.), выход ГША - 30 %. Но. несмотря на это, комплекс мероприятий но дооборудованию УПДТ обеспечивают производ­ство дизельного топлива на уровне плановых заданий и превыше­ние проектной производительности установки по сырью до 170 %.    j

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНДЕНСАТА С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ

ТОПЛИВА ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПО ГОСТ 10227-86

Журавлев А.Н., Волынин С.А., Зелинская М.И., Зыкова О.И. (ООО "Уренгопгазпро.п")

Одним из направлений технической политики в ООО "Урен-гойгазпром" всегда были вопросы совершенствования качества продукции и расширения ее ассортимента.

В начале 90-х годов сложилось тяжелое положение с обеспе­чением нужд страны авиационным топливом. В связи с этим, а также учитывая перспективность добычи газовых конденсатов, в ОАО "Газпром" рассматривался вопрос о расширении ресурсов авиакеросинов за счет их производства из газовых конденсатов.

В марте 1990 г. в лаборатории ЗПГК были проведены пер­вые работы по выделению из конденсата керосиновой фракции. Фракции подбирались по нормативам основных показателен марок на реактивное топливо по ГОСТ 10227-86 -по кинематической вязкости при 20 °С, мм'/с и температуре кристаллизации. Была выделена фракция 135-235 °С 37,5 масс. %. Качество фракции со­ответствовало требованиям ГОСТ 10227 для марки ТС-1.

В 1991 г., на установке получения дизельного топлива был отработан режим получения топлива для реактивных двигателей, используемого для заправки вертолетов, марки Т-2.

Образец топлива был направлен в специализированный ин­ститут Министерства обороны для проведения предварительных испытаний, по которым было выдано заключение о соответствии образца требованиям ГОСТ по физико-химическим и эксплуатаци-


онным свойствам. Решение о промышленном производстве топли­ва для реактивных двигателей тогда принято не было.

При нарастающей в последние годы тенденции снижения потенциала дизельной фракции в конденсатах Уренгойского и Ям-бургского месторождений необходимо представить программу ла­бораторных исследований по выделению фракций реактивного то­плива, проведенной в ЦЛ УПКТ в 1999-2000 гг.