2.4.7. Выбор твердости, термической обработки и материала колес
В зависимости от вида изделий, условий его эксплуатации и требований к габаритным размерам выбирают необходимую твердость колес и материалы для их изготовления. Для силовых передач чаще всего используют стали. Передачи со стальными зубчатыми колесами имеют минимальную массу и габариты, тем меньше, чем выше твердость рабочих поверхностей зубьев, которая в свою очередь зависит от марки стали и варианта термической обработки.
На практике в основном применяют следующие варианты термической обработки (т.о.):
I – т.о. колеса – улучшение, твердость 235…262 НВ; т.о. шестерни – улучшение, твердость 269…302 НВ. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ и др. Зубья колес из улучшенных сталей хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению, но имеют ограниченную нагрузочную способность. Применяют в слабо- и средненагруженных передачах. Область применения улучшенных колес сокращается.
II – т.о. колеса – улучшение, твердость 269…302 НВ; т.о. шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали: 45…50 HRC, 48…53 HRC. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ и др.
III – т.о. колеса и шестерни одинаковая – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали: 45…50 HRC, 48…53 HRC. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ и др.
IV – т.о. колеса– улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали: 45…50 HRC, 48…53 HRC; т.о. шестерни - улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56…63 HRC. Материал шестерни – стали марок 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А и др.
V – т.о. колеса и шестерни одинаковая - улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56…63 HRC. Материал шестерни – стали марок 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ и др.
Принимаем II вариант т.о. со сталью 40ХН
Допускаемые контактные напряжения:
для шестерни и для колеса определяют по общей зависимости, учитывая влияние на контактную прочность долговечность (ресурса), шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев и окружной скорости:
где - предел контактной выносливости;
ZN – коэффициент долговечности;
ZR – коэффициент учитывающий влияние шероховатости;
- коэффициент учитывающий влияние окружной скорости;
SH – коэффициент запаса прочности.
Предел контактной выносливости вычисляется по эмперическим формулам в зависимости от материала и способа т.о. зубчатого колеса и средней твердости (НВср или HRCср) на поверхности зубьев {(табл. 2.2.)]. В нашем случае
= 2НВср + 70, МПа (57)
для шестерен
1= 2∙440 + 70 = 950 МПа
для колес
2= 2∙275+ 70 = 620 МПа
Коэффициент долговечности ZN учитывает влияние ресурса
где NHG – число циклов, соответствующиее перелому кривой
Nk – ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений
для шестерен
для колес
Оба условия выполнены
где n – частота вращения, мин-1
nз – число входящих в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот.(численно равно числу колес, находящихся в зацеплении nз = 2)
Lh – время работы, ч.
В общем случае суммарное время Lh работы передачи вычисляют по формуле
где L – число лет работы (L = 5 лет);
Кгод – коэффициент годового использования передачи (Кгод≤1);
Ксут – коэффициент суточного использования передачи (Ксут≤1).
Ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений для:
тихоходного колеса
тихоходной шестерни
быстроходного колеса
быстроходной шестерни
В соответствии с кривой усталости напряжения σН не могут иметь значений меньше σHlim. Поэтому при Nk > NHG принимают Nk = NHG, соответственно с полученными результатами для быстроходных и тихоходных шестерен и колес ZN = 1
Коэффициент ZR, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, принимают для зубчатого колеса пары с более грубой поверхностью в зависимости от параметра Ra шероховатости (ZR = 1 – 0,9). Большие значения соответствуют шлифованным и полированным поверхностям (Ra = 0,63…1,25 мкм). Принимаем ZR = 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.