[σ]Н=664,65 МПа – допустимое напряжение;
jа=0,315 - коэффициент межосевого расстояния
, Н∙м
NHG = ( НВ )3=3003=2,7∙107 - базовое число циклов нагружения;
N = 60∙n1∙nз∙t=60∙54,28∙1∙18000=5,68∙107 - число циклов нагружения;
КНД – коэффициент долговечности;
КНЕ = 0,63 – коэффициент эквивалентности;
n3 – число зацеплений колеса;
t = 18000 - время работы колеса, ч.
Принимаем КНД = 1.
(Н∙м);
аW (м).
Округляем до стандартного значения аW =0,425 м
2.4.10.2. Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр:
Ширина:
,
Округляем до стандартного значения =130 мм.
2.4.10.3. Модуль передачи
, м
где Кm =5,8 – для косозубых колес;
[σ]F – допустимое напряжение, Мпа;
ТFE1 – эквивалентный момент на колесе,Н∙м;
ТFE1 = КFД ∙Т1
КFД – коэффициент долговечности;
При N>108 ,KFД = 1 (N=1,454∙108)
ТFE1 = 1∙15973,59 = 15973,59 (Н∙м);
Полученное значение модуля округляем в большую сторону до стандартной величины: m = 8 мм
2.4.10.4. Число зубьев и угол наклона
Угол наклона зубьев:
βmin = arcsin(3,5×m/b2)= arcsin(3,5×0,008/0,13)=12,440
Суммарное число зубьев
Полученное значение округляем в меньшую сторону до целого числа.
=103;
Действительный угол наклона зубьев:
β = arccos(×m/(2×аW))= arccos(103×0,008/2×0,425)=14,21.
Число зубьев шестерни и колеса:
Принимаем =30
Число зубьев колеса:
,
Фактическое передаточное число:
2.4.10.5. Геометрические размеры колеса и шестерни
Делительный диаметр шестерни:
Делительный диаметр колеса:
Диаметры окружностей вершин dа и впадин df зубьев:
где X1=X2=0 – коэффициенты смещений.
2.4.10.6. Силы в зацеплении
Окружная сила:
2ּ15973,59/0,606=52718,1 Н
Радиальная сила:
Осевая сила:
2.4.10.7. Проверка зубьев по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба в зьбьях колеса:
=309 МПа
=370 МПа
где σF2 – напряжение изгиба для колеса, Па;
КFa =1 – коэффициент угла зацепления принимаем по [5. с.14];
V=πd2nт/60=3,14∙0,606∙54,28/60=1,72 м/с – окружная скорость;
КFV = 1,07 – коэффициент динамической нагрузки принимаем по [5. табл. 2,7];
YF1 = 3,8 – коэффициент формы зуба шестерни принимаем по [5. табл. 2,8];
YF2 = 3,61 – коэффициент формы зуба колеса;
Коэффициент Yβ вычисляется по формуле:
Yβ=1 - β/140 = 1 -14,21/140= 0,899
FtE – эквивалентная окружная сила, Н.
FtE = KFД∙Ft
т.к. N=1,454∙108>108, принимаем KFД =1
FtE = 1∙52718,1= 52718,1 (Н);
(МПа).
[σ]F1 = 370 МПа > σF1 = 215 МПа – условие выполняется.
[σ]F2 = 309 МПа > σF2 = 204 МПа – условие выполняется.
2.4.10.8. Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
Расчетное контактное напряжение:
, МПа
где КНа = 1,1 – для косозубых колес;
КН =270000 – для косозубых колес;
КНV =1,03 – коэффициент динамической нагрузки принимаем по [5.табл. 2,9];
Условие выполняется.
2.4.11. Конструирование валов
Ведущий вал (№4):
рис. 2.5 Ведущий вал.
Определяем диаметр ведущего вала:
,
Принимаем d = 71 мм.
d1 = d + 2t= 71+2×3,5=78 мм;
Диаметр вала под подшипники:
dП ≥ d + 2×t = 71+2×3,3=77,6 мм;
Принимаем dП =80 мм.
Диаметр буртика под подшипники:
dБП ≥ dП+3r = 80+3×3,5=87 мм .
Промежуточный вал №3:
Рис. 2.6. Промежуточный вал №3
Диаметр вала под колесо:
Принимаем dк = 95 мм.
Диаметр буртика под колесо:
dБК ≥dк +3×f = 95+3×2,5= 102,5 мм
Диаметр вала под подшипники:
dП ≥ dk - 3×r = 95-3×34= 83 мм
Принимаем dП =90 мм.
Промежуточный вал №2:
Рис. 2.7. Промежуточный вал №2:
Диаметр вала под колесо:
Принимаем dк = 120 мм.
Диаметр буртика под колесо:
dБК ≥dk + 3f =120+3×2,5=127,5мм
Диаметр под подшипники:
dП ≥ dk-3r = 120-3×4=108 мм
Принимаем dП =110 мм
Ведомый вал №1:
Определяем диаметр ведомого вала:
,
Принимаем d = 140 мм.
Диаметр вала под подшипники:
dП ≥ d+2×t = 140+2×3,5 = 147мм;
Принимаем dП=150 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.