Принимаем следующий вариант термообработки:
т.о. колес – улучшение, твердость НВ 269…302; т.о. шестерен – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности HRC 48…53. Марки сталей одинаковы для колес и шестерен – Сталь 40ХН.
Допускаемые контактные напряжения [5, табл.2.1]:
* Индекс «1» здесь и в дальнейшем относится к шестерне, индекс «2» - к колесу.
Допускаемые напряжения изгиба[5, табл.2.1]:
Расчетное допускаемое контактное напряжение:
Должно выполнится условие:
664,65<1,15∙607=698,05 (условие выполняется)
2.4.8. Расчет конической быстроходной ступени
2.4.8.1. Диаметр внешней делительной окружности колес
где: коэффициент КНβ для неприрабатывающихся колес с круговым зубом равен:
- коэффициент концентрации нагрузки принимают по [5, табл. 2,3] в зависимости от коэффициента ψd и схемы передачи:
=2,4 (схема №2, НВ≤350)
[σ]Н =664,65 МПа – расчетное допустимое контактное напряжение;
Коэффициент для колес с круговым зубом принимают:
ТНЕ3 – эквивалентный момент на колесе (вал №3), Н∙м;
,Н∙м
где: КНД – коэффициент долговечности;
,
где: КНЕ = 0,63 – коэффициент долговечности, зависящий от режима нагружения;
NHG – базовое число циклов нагружения;
N – число циклов нагружения;
NHG = ( НВ )3 = (300)3 = 27000000;
N = 60∙n∙nз∙t,
где: nз – число зацеплений колеса;
t = 18000 - время работы колеса, ч.
n – частота вращения колеса (вал №3);
N = 60∙401,14∙1∙18000 = 43323×104;
Принимаем КНД = 1, тогда ТНЕ3=Т3.
2.4.8.2. Конусное расстояние и ширина колес
Угол делительного конуса колеса и шестерни:
δ2= arctg Uб = arctg 3,58 = 74,390
Принимаем ближайший больший угол δ2 = 750
Конусное расстояние:
Rе= dе2/(2× sin δ2)=0,462/(2×sin750)=0,24 м
Ширина колёс.
b = 0,285×Rе =0,285×0,24 = 0,0684 м=68,4 мм
2.4.8.3. Модуль передачи
где: Коэффициент для колес с круговым зубом принимают:
ТFE3 – эквивалентный момент на колесе, Н∙м;
[σ]F – допустимое напряжение на изгиб (меньшее из значений [σ]F1 и [σ]F2), Па.
Коэффициент
принимается из [5. табл.2,6] для ψd=0,617, НВ≤350, схема №2
м =4,77мм
Округляем до стандартной величины m = 5мм.
2.4.8.4. Число зубьев колеса и шестерни
Число зубьев колеса:
Z2= е2/m = 0,462/0,005=92,4
Принимаем Z2 =93.
Число зубьев шестерни:
Z1= Z2 / Uб =93/3,58=26
Фактическое передаточное число:
Uф= Z2 /Z1 =93/26 = 3,58.
2.4.8.5. Геометрические размеры колеса и шестерни
Углы делительных конусов колеса и шестерни:
δ2= arctg Uб = arctg 3,58 = 74,390
Принимаем ближайший больший угол δ2 = 750
δ1=90 - δ2=90 - 75 = 250
Делительный диаметр шестерни:
de1= Z1×m =26 × 5 = 130 мм
Делительный диаметр колеса:
de2= Z2×m =93 × 5 = 465 мм
Внешние диаметры колёс:
dea1 = de1 +1,64(1+Xn1) ×m×cos δ1 =130+1,64×(1+0,25)×5×cos250 = 139,9мм
dea2 = de2 +1,64×(1+Xn2) ×m×cos δ2= 465+1,64×(1+ 0,25)×5×cos750 = 466,6мм
где Xn1 и Xn2 - коэффициенты смещения принимаются по [5. табл. 2,11].
2.4.8.6. Силы в зацеплении
Окружная сила на среднем диаметре колеса:
Ft = 2×T3/ dm2 = 2×2343,18/0,3985 = 11760Н;
где: dm2 =0,857×de2 =0,857×465 = 0,3985 м
Радиальная сила на шестерне:
Fr1 = γr×Ft = 0,103×11760 = 1211,28Н;
Осевая сила на шестерне:
Fа = γа×Fт= 0,82×11760 = 9643,2 Н.
где коэффициенты γr и γа определяются как:
γr=0,44cos δ1 - 0,7sin δ1=0,44cos25 - 0,7sin25 = 0,103
γа=0,44sin δ1 + 0,7cos δ1=0,44sin25 + 0,7cos25 =0,820
2.4.8.7. Проверка зубьев по напряжениям изгиба
Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса:
Напряжение изгиба в зубьях шестерни:
= 370 МПа,
где σF2 –напряжение изгиба для колеса, MПа;
КFV = 1,22 – коэффициент динамической нагрузки принимается по [5. табл.2,7] при окружной скорости на среднем диаметре колеса равной:
V = p∙ dm2∙ n3 /60=3,14∙0,3985∙401,14/60=8,4 м/с
Значения коэффициентов YF1 и YF2 принимают по [5. табл.2,8] по эквивалентным числам зубьев:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.