Глава 8. Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков.
Морское
судоходство представляет собой истинно всемирную индустрию. Оно эффективно
обслуживает мировую торговлю (около 75% всех товаров в мире перевозится на
морских судах), хорошо организовано и всесторонне регулируется в международном
плане. Около 1 млн. 200 тыс. моряков работают на более чем 45000 судах под
флагами разных стран; мировым морским флотом владеют и оперируют около 10 тыс.
компаний, соперничающих между собой с целью обеспечить себя клиентурой и
удержаться на рынке транспортных услуг. Судоходство - одна из наиболее
капиталоемких из всех видов коммерческой деятельности: годовой оборот средств
составляет около 50 млрд. долларов США.
Вместе с тем морские суда работают как автономные транспортные единицы в сфере
все увеличивающейся сложности производственных, торговых, финансовых, правовых
взаимоотношений, под регулирующим воздействием многочисленных международных и
национальных требований, норм и стандартов. Судовые офицеры должны выполнять
широкий спектр функций в условиях уменьшающегося количества членов экипажа и
коммерческого давления со стороны фрахтователей и судовладельцев, что требует
от них высокого профессионального мастерства, большой ответственности,
творческого подхода к решению производственных задач.
Анализ особых условий труда моряков позволяет сделать вывод о том, что большинство факторов, негативно воздействующих на человека в условиях морского плавания, либо не устранимы в ближайшие десятилетия (например, вибрация, излучение от работающих силовых установок и т.д.), либо принципиально неустранимы в обозримом будущем (штормы, тайфуны, смена временных поясов). Технический прогресс в кораблестроении, внедрение на судах высокоавтоматизированных систем управления не приводят к существенному сокращению числа аварийных ситуаций, в том числе сопровождающихся гибелью людей. Международная Морская организация установила, что причиной большинства морских катастроф является не техника, а «человеческий фактор». Очевидно, что в триаде «субъект-деятельность-объект» - «местом приложения» усилий специалистов разного профиля становится именно «субъект». Для морского транспорта проблема безопасности, безаварийности имеет особую значимость, поскольку моряки работают в особых, экстремальных условиях повышенного риска и психологических перегрузок. Моряки более других интересуются проблемами безопасности. Анализ состояния безопасности мореплавания как на российских, так и на иностранных судах показывает, что одна из важнейших проблем — проблема «человеческого фактора», и, как следствие, проблема специальной психологической подготовки плавсостава. Важность проблемы «человеческого фактора» для безопасности мореплавания подтверждают цифры. По оценке специалистов: не менее, чем 80% аварий и катастроф происходит сегодня под влиянием «человеческого фактора». А некоторые радикально настроенные специалисты считают (с учетом так называемого «вклада» проектировщиков, управленцев, представителей береговых служб и других), что степень ответственности «человеческого элемента» за аварии, катастрофы и т. д. приближается к 100%! По данным компании UK P&I Club стоимость человеческой ошибки в морском транспорте оценивается в:
- 541 $ млн./год
- 41 $ млн./месяц
- 11 $ млн./неделюлю
Анализ аварий и катастроф на морском транспорте показывает, что причиной аварий редко бывает недостаточная профессиональная подготовка и малый опыт работы (как правило, плавсостав достаточно подготовлен в профессиональном отношении). Широко распространены такие причины, как невысокая стрессоустойчивость (т. е. эмоциональная устойчивость), что не позволяет плавсоставу в стрессовой ситуации эффективно реализовать свои профессиональные знания и навыки; непонимание особенностей психологического состояния и поведения людей в сложных аварийных условиях и вследствие этого нарушение психологического взаимодействия между членами экипажа. Западные эксперты отмечают, что зачастую причина аварийности в российских экипажах и вовсе сознательное, немотивированное нарушение членами экипажа существующих правил и инструкций по безопасности мореплавания. То есть, корни большинства аварий и происшествий на морском транспорте кроются в психологии экипажа и, соответственно, требуются как психологические подходы к решению проблемы безопасности мореплавания, так и специальная психологическая подготовка плавсостава.
Проблемы психогигиены и психопрофилактики, профотбора и изучения личностных особенностей моряков были и остаются для психологии актуальными и значимыми. Анализ труда судоводителей указывает на значимость временных задач, стоящих перед профессионалом. Особая временная организация труда (рейсовый и вахтенный способ труда, смена часовых поясов, ограничение пространства и т.п.) приводит к искажениям в восприятии времени моряка-судоводителя, операторским ошибкам. Актуальность и практическая значимость проблемы исследования представлений о времени жизни моряков-судоводителей является основной задачей данной работы.
В международных директивных документах по безопасности мореплавания , в актах национального и международного морского законодательства среди различных проблем человеческого фактора на борту судна значительное внимание уделяется проблеме усталости на море. В них подчеркивается, что усталость, негативно сказывающаяся в любой сфере человеческой жизнедеятельности, особенно опасна в судоходстве, поскольку сама природа судоходства, специфические условия повышенной ответственности и повышенного риска требуют от моряков постоянной бдительности, концентрации внимания, хорошей физической, интеллектуальной и психической формы.
Профессиональная подготовка, а также система дополнительной подготовки и переподготовки плавсостава должны включать и соответствующую медицинскую подготовку, в том числе и по вопросам борьбы с усталостью. Моряки должны знать принципы и методы подходы восстановительной медицины. Они должны знать и уметь использовать приемы и средства коррекции функционального состояния организма человека, позволяющие бороться с проявлениями усталости, сохранять и восстанавливать профессиональную работоспособность. Сюда относятся физиолого-гигиенические средства и методы (контрастные температурные воздействия; активная мышечная релаксация; дыхательные упражнения и т. д.); психофизиологические средства и методы (т. е. различные методы психической саморегуляции); рефлексотерапевтические средства и методы (самомассаж биологически активных точек); фармакологические средства (в том числе применение лекарственных растений); электрофизиологические средства и методы (различные средства электростимуляции нервно-мышечного аппарата) и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.