буксируемое судно все равно, как установила экспертиза, ударилось бы в стенку шлюза и повредило ее, даже если бы баржи там не было.
Экспертиза, назначенная судом для выявления фактических расходов истца, установила на основе ремонтной ведомости, что фактический ущерб, понесенный компанией ЕМСС, составляет 357 685 фр. Эта сумма подлежит взысканию с компании «Финлей».
Стоимость ремонта шлюзовых сооружений и их очистка составили 5040 фр., которые по постановлению суда были оплачены компанией ЕМСС. В отношении всех других требований суд отказал как истцу, так и ответчику, возложив оплату судебных расходов на компанию «Финлей»43.
После выявления причин столкновения наступает второй этап установления причинно-следственных связей между столкновением и последовавшей за ним гибелью или повреждением судна и груза, включая ущерб здоровью или смерть людей, возникновением загрязнения и расходами по его ликвидации, расходами на спасение, ремонт и т. д. Для выявления указанных последствий также привлекаются эксперты: представители Регистра и других классификационных обществ, сюрвейеры, страховые комиссары, представители медицинских учреждений, верфей, судоремонтных заводов и т. д.
Например, 12 июня 1981 г. у берегов Алжира западно-германский теплоход «Сломан Рангер» столкнулся с японским танкером «Артемис Айслэнд». При столкновении по вине японского судна погибло 4 чел., оба судна получили повреждения, произошло загрязнение моря. Через некоторое время судно «Сломан Рангер» в результате потери остойчивости перевернулось вверх килем, но не утонуло, поскольку его удерживала на плаву воздушная подушка в корпусе. Голландские спасатели произвели сбор разлившейся нефти, а затем отбуксировали перевернутое судно в район порта Картахена (Испания), где 29 июня 1981 г. с помощью двух судоподъемных понтонов «Гигант-21» и «Гигант-22» успешно спрямили судно.
После разгрузки и подготовки в виде временного ремонта теплоход «Сломан Рангер» был отбуксирован в порт Бремерхафен (ФРГ) на ремонт и уже в декабре 1981 г. вновь вступил в строй.
Для выявления последствий столкновения была назначена специальная экспертиза, которая установила размер убытка от столкновения, включающий стоимость временного и окончательного ремонта, убытки от простоя, спасательное вознаграждение, стоимость очистки моря от загрязнения и т.д., а также причинную связь между указанными убытками и столкновением44.
(Имущественная ответственность владельца столкнувшегося судна-загрязнителя наступает в том случае, если столкновение повлекло за собой убытки, в том числе от загрязнения.
При этом ответственность судовладельца подчиняется действию ряда принципов:
полное возмещение ущерба (например, в СССР ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик);
возмещение ущерба в натуре или компенсации причиненных убытков (ст. 457 ГК РСФСР) — на практике обычно применяется компенсация убытков;
возмещению подлежит положительный ущерб в имуществе, т. е. уменьшение количества имущества, и упущенная выгода, т. е. неполученная прибыль или доход;
потерпевший обязан не допускать увеличения размера убытков и принимать меры к их уменьшению. Например, предотвращая гибель поврежденного танкера, нанять спасателей; ремонтируя полученные в столкновении повреждения, выбрать судоремонтный завод с наименьшей возможной стоимостью ремонта и т. jyВ связи с этим английский юрист Дж. Марсден замечает: «Судовладелец должен поступать в таких случаях так, как если бы он ремонтировал свое судно за свой собственный счет»45.
При гибели судна-загрязнителя в число убытков входит его стоимость по среднемировым ценам с учетом типа, возраста, назначения, технического состояния, балансовой стоимости, амортизации. Стоимость судна определяется экспертом. На стоимость начисляются годовые проценты (3—6%) с момента гибели по день платежа.
Если столкнувшееся судно-загрязнитель повреждено, то в число убытков включаются: вознаграждение за спасение; расходы по ликвидации загрязнения; портовые сборы; лоцманские расходы; стоимость найма буксиров; расходы: по сюрвейерному осмотру и наблюдению во время ремонта, стоимость временного и постоянного ремонта повреждений (стоимость текущего ремонта не входит в число убытков); эксплуатационные расходы, понесенные в связи с заходом в порт-убежище; убытки от простоя в ремонте (зарплата экипажа, довольствие, топливо, вода и пр.); страховая премия, выплаченная за время простоя судна; услуги водолазов; плавкранов; •стоимость израсходованных при различных операциях материалов (тросов, гаков, скоб, цепей и т.д.); расходы по выгрузке, хранению и обратной погрузке груза, его перевалке, ремонту тары, восстановлению маркировки; расходы за время следования к ремонтной базе и ожидания ремонта; проценты за просрочку оплаты возмещения убытков; убытки судовладельца в связи с его ответственностью перед третьими лицами за гибель или повреждение багажа и ручной клади (ст. 177 КТМ), имущества членов экипажа (ст. 46 КТМ), личных вещей других лиц, находящихся на судне (ст. 46 КТМ), груза (ст. 164 КТМ); расходы судовладельца на почтово-телеграфные, телетайпные и телефонные переговоры, услуги агента по установлению обстоятельств и причин аварии, сбору доказательств, на подготовку и ведение дела в иностранном судебно-арбитражном органе и т.д.46
Как видно из приведенного перечня, ^структура убытков столкнувшегося судна-загрязнителя отличается от структуры убытков любого другого столкнувшегося судна лишь наличием у владельца первого судна ответственности за убытки от загрязнения.
Как уже указывалось,убытки от загрязнения вредными веществами, в том числе и вследствие столкновения судов, слагаются из убытков от собственно загрязнения и расходов на проведение защитных мер по ликвидации или уменьшению последствий загрязнения^ Например, убыток от загрязнения и расходов на ликвидацию его, вызванный столкновением норвежского танкера «Анне Милдред Бровик» с английским судном «Пентлэнд» и утечкой 15,5 тыс. т мазута, составил свыше 900 тыс. западногерманских марок47.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.