В
соответствии с требованиями пересмотренной Международной конвенции по
стандартам подготовки, дипломирования моряков и несения вахты и одноименного
Кодекса (ПДМНВ-95) судовые специалисты операторского уровня (помощники
капитана, механики и электромеханики) должны не только обладать
соответствующими профессиональными знаниями и практическими навыками, но и
уметь позаботиться как о своем здоровье и безопасности, так и о здоровье и
безопасности подчиненных им членов экипажа, обеспечивать выполнение действующих
дисциплинарных правил, поддерживать в судовом коллективе обстановку взаимопонимания,
доброжелательности, взаимовыручки, соблюдения общепринятых нравственных норм и
человеческих отношений. То есть, уметь осуществлять эффективное руководство
судовым персоналом.
Следует отметить, что это одна из наиболее важных и трудных обязанностей
командного состава торговых судов. В условиях многомесячного плавания вдали от
Родины, дома, семьи, нередко в составе многонационального экипажа, выполнение
названных выше условий требует от судовых офицеров определенных организаторских
навыков, личной дисциплинированности, выдержки, умения быть требовательным и
вместе с тем справедливым, общительным, но избегать панибратства; быть
внимательным к людям, проявлять о них должную заботу, правильно вести себя в
различных производственных и внеслужебных ситуациях.
Известно, что каждый человек - это личность со своим характером, взглядами,
привычками, отношением к окружающему миру, работе, другим людям. Агентства по
найму моряков на суда не подбирают судовые экипажи по признаку совместимости
людей; напротив, члены экипажа - это обычно люди разные по возрасту,
профессиональным знаниям, опыту работы на флоте, личностным качествам. А в
многонациональном экипаже - еще и с разным родным языком, культурой, традициями,
религиозными взглядами. Все они должны длительное время находиться, жить,
трудиться и общаться на небольшой "территории" судна, в изолированном
коллективе, вдали от привычной обстановки, родных и близких. И при этом
эффективно выполнять свои служебные обязанности, установленные рейсовые
задания, стойко перенося все тяготы и невзгоды морского плавания.
В то же время, как показывает практика, созданная усилиями комсостава нормальная
обстановка на борту судна во многом способствует сохранению здоровья и жизни
моряков, успешной работе; в критических ситуациях помогает предотвратить
панику, наладить необходимые действия по борьбе за живучесть судна, спасению
людей, обеспечению сохранности груза.
Вопросам организации и руководства деятельностью судовых экипажей, роли и ответственности
командного состава большое внимание уделяют авторитетные морские организации -
Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ),
Международная палата судоходства (МПС) и др., полагая, что от знаний и
поведения людей на борту судов в конечном счете зависит безопасность мореплавания,
возможность защиты природной среды от загрязнений и реализации на практике
современных научно-технических достижений. Поэтому в Кодексе ПДМНВ в число
требований, определяющих профессиональную компетентность старших судовых
офицеров, включена функция "Судовые операции и забота о людях на судне на
уровне управления". Кроме других вопросов, имеется в виду знание проблем
управления коллективом и относящихся к этому международных конвенций и
рекомендаций, а также национального законодательства. В соответствии с требованием
гл. VI (табл. A-VI/1/4) все члены экипажа должны уметь "содействовать
установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне".
Под эгидой ИМО разработаны и изданы учебно-методические пособия по данной тематике
- "Human Relationships", "Human Resources Management",
"On-board ship Administration", которые рекомендованы для
использования при подготовке судовых офицеров.
Названные документы определяют, что судовой офицер несет ответственность за
обеспечение безопасности своих подчиненных, их профессиональный и культурный
рост, создание на борту нормальных бытовых условий, здорового морально-психологического
климата, соблюдение регламентированного Коллективным соглашением времени
работы, отдыха, права на личную жизнь и др.
В этой работе, которая должна носить повседневный характер, следует опираться
как на помощь старших, более опытных командиров, так и на содействие профсоюза,
которое в различных ситуациях может быть весьма эффективным и способствовать
росту авторитета руководителя. Так, в случае болезни, травмы в рейсе, задержки
в оплате за переработанное время, разных нарушений Коллективного соглашения
между судовладельцем и морским профсоюзом трудовые и социальные интересы
моряков защищает профсоюз, членом которого они состоят. Для моряков, работающих
на судах под иностранным флагом, важно, чтобы их профсоюз входил в
Международную федерацию работников транспорта (МФТ). В этом случае их проблемы
будут решаться быстро, целенаправленно, независимо от того, в каком порту
находится сейчас судно.
Очевидно, проявляя должную заботу о своих подчиненных, судовые офицеры могут в
необходимых случаях рекомендовать им обращаться за помощью в "родной"
профсоюз, но вместе с тем удерживать моряков от неоправданных обращений в
международные организации, в том числе в МФТ. Опыт свидетельствует, что такие
обращения - "через голову" своего профсоюза, приводят к затягиванию
решения вопроса, дополнительным расходам, вызывают негативную реакцию со
стороны работодателя -судовладельца.
Следует отметить, что молодые судовые специалисты, недавние выпускники морских
учебных заведений, выступая в роли руководителей на судне, нередко попадают в
затруднительное положение. Обладая достаточными профессиональными знаниями, они
не имеют необходимого опыта работы с людьми, навыков организации и руководства
их совместной деятельностью, эффективной и безопасной эксплуатации судна,
выполнения заданий рейса. Вместе с тем младшие офицеры ближе всего к рядовому
составу, они являются непосредственными начальниками матросов и мотористов на
вахте в море и в порту, при швартовных и грузовых операциях, ремонтных и
профилактических работах. То есть от их личностных и профессиональных качеств,
организаторских способностей во многом зависит успешность выполнения судовых
работ, сохранность перевозимых грузов и природной среды, безопасность людей,
находящихся на борту.
Разумеется, сам руководитель должен во всем служить примером для подчиненных.
Его одежда, речь, поведение, распоряжения, обращение с людьми должны
соответствовать уровню культурного, воспитанного человека, профессионально
компетентного, знающего и любящего свое дело специалиста. Как показывает
практика, современный моряк-руководитель для успешной работы на флоте должен
обладать, по крайней мере, четырьмя специфическими навыками:
1) умением принимать обоснованные и эффективные решения в любой ситуации на
судне, связанной с повышенной ответственностью, дефицитом времени или их
одновременным воздействием;
2) умением самостоятельно углублять и развивать свои знания в сложных условиях
работы на море;
3) умением эффективно применять на, практике знания и навыки, полученные в
период учебы в морском учебном заведении и повышения квалификации;
4) умением анализировать свой опыт и опыт своих предшественников в области
управления производственными процессами и руководства людьми на судне и делать
из этого правильные выводы.
В современной науке и практике широко используется термин «человеческий
фактор». Его называют главной причиной аварийности на разных видах транспорта,
на долю которой приходится до 70–80% аварий. В частности, в настоящее время
среди причин, затрудняющих обеспечение безопасности мореплавания, указывается и
недостаток информации об этой стороне аварийности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.