Приступая к анализу практического взаимодействия, мы сразу видим, что имеется три вида отношений между политическими силами: нейтральное (лояльное), сотрудничество и борьба.
Взаимодействие политических сил создает то, что называется ситуацией, являющейся частным конкретным моментом обстановки. В более узком смысле ситуация - это то положение, в котором находится субъект политической силы и которое определяется расстановкой политических сил. Значит, для понимания конкретной ситуации всегда важно знать такое взаимодействие.
Нейтралитет (и лояльность как один из его моментов) -ситуация, когда субъект данной политической силы не вмешивается во взаимодействие других политических сил. Но сам нейтралитет может быть весьма красноречивым. Он может быть частичным - практическое невмешательство, но проводится открытая вербальная поддержка какой-то стороны. Возможна и открытая практическая поддержка. И, наконец, не оказывая никому никакой поддержки, сохраняя строгий нейтралитет, субъект может иметь симпатию или антипатию к одной из сторон. При анализе расстановки политических сил, фиксируется нейтралитет стороны, следует отмечать данные особенности, обращая внимание на возможную длительность нейтралитета. Мотивы и причины его могут быть различны: выжидание, кто возьмет верх, слабость ситуации, слабость собственных сил. Сотрудничество как вид отношений и взаимодействия политических сил представляет собой объединение усилии, т.е. определенный вид совместной деятельности, подчиненный основному закону последней: общность интересов и целей, единство действий. В любой форме сотрудничества - союз, блок, конфедерация, коалиция, фронт и др. - существуют общность интересов, целей, координация (единство) действий. Поэтому при оценке сотрудничества следует обратить внимание на качественную сторону - характер и аспекты общности интересов, целей (их совпадение и противоречие) единства действий, а также количественную сторону - число участников-взаимодействия с той и другой стороны. Все это позволит сделать вывод о длительности союза, перспективах его развития. К тому же вопросы сотрудничества, формы, и степень его - один из важнейших факторов, влияющих на стратегию и тактику в данной социально-политической обстановке.
Аналогичным образом анализируется и политическая борьба. За точку отсчета берется расхождение целей, интересов, форм и методов борьбы (к примеру, парламентская, вооруженная, забастовка, террор и др.). Оценивается характер противоречий интересов и целей (коренные или второстепенные), готовность к проведению и продолжению борьбы.
Таким образом, в общей расстановке политических сил создается такое положение; каждая из них (и формирующаяся в политическую силу группа) с кем-то борется, сотрудничает, поддерживает нейтралитет. В результате складывается определенная политическая система, т.е. политическая ситуация. Но прежде чем говорить о ней, следует напомнить о том, что в результате этих взаимодействий как фрагментов политических действий образуется некая равнодействующая сила, которая приводит часто к таким результатам, которые не ожидала ни одна из сторон.
Теперь коснемся вопросов развития обстановки и возникновения тех или иных ситуаций. Ситуация - конкретное состояние социально-политической обстановки, выражающееся в характере взаимодействия политических сил и политических субъектов. Иногда углубляют и расширяют объем ситуационных факторов до ситуации не только политической, но и материально-экономической. Это имеет определенное основание, поскольку положение и действия людей в обществе зависит от состояния данных факторов. Но они создают основу для понимания характера действующих сил и мотивов их действий. Вспомним ленинское определение революционной ситуации: ухудшение положения народа, кризис политики господствующего класса, т.е. понимание того, что жить так нельзя (народ) и управлять так нельзя (господствующий класс) и повышение активности народа в борьбе против политики и власти верхов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.