РОСЖЕЛДОР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (СГУПС)
НОВОСИБИРСК 2008
УДК 624.21.014
В методических указаниях приведены рекомендации по составлению и сравнению вариантов металлического железнодорожного моста при выполнении курсового проекта по дисциплине «Проектирование мостов». Даны некоторые справочные данные по современным металлическим железнодорожным пролетным строениям. Указания составлены в соответствии с основными положениями действующих нормативных документов.
Указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Мосты и транспортные тоннели».
Рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры «Мосты».
Составители: канд. техн. наук, доц. А.Н. Донец,
канд. техн. наук, доц. Л.Ю. Соловьев,
канд. техн. наук, Б.А. Рябышев,
доцент С.А. Тихомиров,
доктор транспорта А.В. Мартынов
Ответственный редактор д-р техн. наук, проф. С.А. Бокарев
Рецензенты:
Директор Новосибирского филиала
ОАО «Институт ГИПРОСТРОЙМОСТ» С.И. Арахтин
Начальник отдела мостов
ОАО «Институт СИБГИПРОТРАНС» В.В. Гоцуц
© А.Н. Донец, Л.Ю. Соловьев, Б.А. Рябышев, С.А. Тихомиров, А.В. Мартынов
© Сибирский государственный университет путей сообщения, 2008
1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Студенты, обучающиеся по специальности «Мосты и транспортные тоннели» согласно учебному плану изучают по дисциплине «Проектирование мостов» раздел «Металлические мосты» с выполнением курсового проекта по проектированию моста с металлическими пролетными строениями.
Выполнение курсового проекта металлического моста способствует закреплению у студента теоретических знаний, приобретению практических инженерных навыков и развитию творческих способностей будущего специалиста. Настоящие методические указания ориентируют студента на проектирование металлических железнодорожных мостов с пролетными строениями со сплошными балками и решетчатыми фермами. В порядке выполнения учебно-исследовательских (УИРС) или научно-исследовательских (НИРС) работ студент может принять для проектирования мосты других более сложных систем (арочных, рамных и др.), в том числе под автодорожную нагрузку, или особые условия эксплуатации: районы с вечномерзлым грунтом, с высокой сейсмичностью и т.п. В этих случаях тема, содержание и объем проекта должны быть согласованы и утверждены преподавателем.
Данные методические указания состоят из двух основных частей: первая содержит методические указания по разработке вариантов моста и проектированию проезжей части; вторая — по расчету и конструированию главных ферм и связей.
Курсовой проект выполняется самостоятельно, строго по исходным данным, принятым в соответствии с учебным шифром (номером зачетной книжки) студента (Приложения А, Б) и должен содержать все разделы, приведенные ниже.
Зачтенный курсовой проект студент защищает во время зачетной недели или экзаменационной сессии (студенты-заочники).
Ряд указаний, приведенных для проектирования металлического моста, сохраняют свою силу и при проектировании других типов мостов. Поэтому настоящее пособие студент может использовать при изучении дисциплин по мостам вплоть до работы над дипломным проектом.
2 СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект состоит из пояснительной записки с расчетами и чертежей. Пояснительная записка содержит следующие главы:
1 Анализ исходных данных и местных условий;
2 Составление и сравнение вариантов моста с выбором решения;
3 Расчет проезжей части решетчатого пролетного строения (расчет продольной и поперечной балки и их сопряжений);
4. Расчет главной фермы и продольных связей между ними;
5. Конструирование элементов моста.
Объем пояснительной записки должен быть в пределах 50…60 стр. Развернутое содержание пояснительной записки к вариантам и расчетам приведено ниже по тексту методических указаний. Графическая часть курсового проекта (варианты моста, конструкция проезжей части и конструкция узлов главных ферм) выполняется на трех листах формата А1.
Правила оформления пояснительной записки и графической части проекта такие же, как и предшествующих проектов мостов и должны соответствовать требованиям стандарта предприятия /1/.
Расчет каждого элемента моста должен содержать расчетную схему элемента, действующие на него нагрузки, определение усилий в сечениях элемента и проверочные расчеты. Буквенные обозначения величин должны соответствовать обозначениям, принятым в СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы /2/. В расчете приводят наименование вычисляемой величины или расчетной проверки, формулу в буквенном виде, при необходимости расшифровку входящих в формулу величин, подстановку численных значений букв в формулу и результат. При этом следует строго соблюдать одну и ту же размерность подставляемых величин.
Пример записи расчета:
Коэффициент асимметрии цикла напряжений r для продольной балки проезжей части определяется по формуле:
, (2.1)
где
g1 = 6,0 кН/м - нагрузка от собственного веса продольной балки;
g2 = 12,7 кН/м – нагрузка от собственного веса мостового полотна;
ε = 0,85 - коэффициент, исключающий влияние тяжелых транспортеров;
= 1,293 - динамический коэффициент для расчетов на выносливость;
= 179,76 кН/м - эквивалентная вертикальная равномерно распределенная нагрузка от подвижного состава класса С12.
Согласно (2.1) получим = 0,086.
Результаты вычислений записывают с точностью до трех значащих цифр.
В случае использования средств вычислительной техники и различных программ для построения линий влияния, определения внутренних усилий и выполнения расчетных проверок следует иметь в виду, что для одного элемента проезжей части, главных ферм и продольных связей все эти операции должны быть выполнены в ручную, с подробными пояснениями.
Не рекомендуется в пояснительной записке и расчетах приводить переписанный текст из методических указаний и учебников.
В чистовой текст расчета вносят только окончательно принятые сечения элементов и их расчетные проверки. Все промежуточные расчеты по подбору сечений в чистовой текст расчета не записывают.
Листы пояснительной записки, а также чертежи должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
3 СОСТАВЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ МОСТА С ВЫБОРОМ РЕШЕНИЯ
3.1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ВАРИАНТОВ
В задании на курсовой проект указывается назначение моста, класс расчетной временной нагрузки, отверстие моста, класс внутреннего водного пути, основные расчетные уровни воды, ледохода и ледостава, толщина льда, географическое место расположения моста, данные о размывах дна, состав и объем работы, сроки выполнения. К заданию прилагается (для студентов дневной формы обучения) профиль перехода с геологическим разрезом по оси моста. Задание выдается, как правило, на проектирование металлического моста под однопутную железную дорогу через судоходную реку на прямом и горизонтальном участке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.