Конструкция прикрепления поперечной балки к узлам главных ферм приведена в учебнике /9, рис. 7.40/ и на рисунке 4.11.
Рисунок 4.11 – Прикрепление поп5речной балки к узлу главной фермы
Расчет прикрепления ведется по поперечной силе Qmax. Количество болтов «а» определится по формуле
(4.48)
где ns = 2 (болты «а» двухконтактные).
Принимается для расстановки ближайшее большее целое число болтов по сравнению с полученным по формуле (4.48). Расстановка болтов «а» производится в пределах высоты вертикального листа поперечной балки.
Количество болтов пб типа «б» вычисляется по формуле (4.48), в которой величина тb по табл. 84 /2/ принимается для конструкций, не способных воспринимать опорный момент, а ns = 1.
Для расстановки принимается ближайшее большее целое четное число болтов по отношению к полученному по формуле (4.48). На рисунке 4.11 показано, что болты «б» ставятся выше пояса главной фермы. Если с шагом 80 мм болты «б» на оставшейся части высоты поперечной балки (за вычетом высоты пояса фермы) не размещаются, то высота прикрепления поперечной балки увеличивается до нужных размеров с помощью угловой фасонки – «топорика».
5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Конструкция проезжей части по действующим нормам /2/ существенно отличается от конструкций, имеющихся в учебной литературе /7, 9/ и в типовых проектах. В железнодорожных мостах продольные балки проезжей части должны иметь продольные связи по верхним и нижним поясам. Прикрепление продольных связей к стенкам балок (как это было ранее) железнодорожных мостах не допускается /2, п. 4.115/. По п. 4.118 /2/, кроме этого, продольные балки проезжей части должны иметь поперечные связи, располагаемые на расстояниях, не превышающих двух высот балок. Для обеспечения плотного примыкания концов промежуточных ребер жесткости к поясным листам сварных балок между ними, согласно п. 4.133 /2/, ставятся переходные детали — подкладки (рисунок 5.1, а), которые соединяются с ребрами жесткости сваркой. В железнодорожных мостах допускается применение уголковых ребер жесткости, прикрепленных к стенке с помощью фрикционных соединений (рисунок 5.1, б).
С учетом приведенных изменений и будут даны рекомендации по конструированию проезжей части.
5.1 Расстановка поперечных связей и ребер жесткости
При известных размерах длины панели lт и высоты сечения hб количество поперечных связей определится из приведенного ранее условия п. 4.118 /2/. С учетом этого условия поперечные связи могут располагаться в середине пролета, четвертях или третях длины продольной балки.
а – с помощью «сухарика»;
б – с помощью уголкового коротыша
Рисунок 5.1 – Соединение ребра жесткости с поясом продольной балки
Расстановка поперечных связей в середине и четвертях длины продольной балки является, в известной мере, универсальной. При такой расстановке возможно уменьшить свободную длину нижних продольных связей между главными фермами при любой из двух схем передачи тормозных усилий на нижние пояса — посредством устройства тормозных рам в отдельных узлах (нижняя схема на рис. 15.13, a /7/) или в каждой панели (верхняя схема на рис. 15.13, а /7/) путем прикрепления нижних продольных связей между главными фермами к нижним поясам продольных балок независимо от размера панели (lт или 0,5 lт).
В первой схеме передачи тормозного усилия (в отдельных узлах) к поперечной связи между продольными балками прикрепляется узел пересечения диагоналей продольных связей между главными фермами (он может находиться в середине или в четверти пролета 1т), чем достигается уменьшение свободной длины этих связей.
Во второй схеме передачи тормозного усилия (в каждой панели) уменьшение свободной длины нижних продольных связей достигается путем прикрепления последних к поясам продольных балок. Через эти соединения и передаются тормозные усилия с продольных балок на продольные связи и затем на нижние пояса.
Постановку двух поперечных связей (в третях панели), если это удовлетворяет требованиям п. 4.118 /2/, рекомендуется делать только при принятии второй схемы передачи тормозных усилий.
Итак, если приняты три поперечные связи на длине панели, то в этих же сечениях (в середине и четвертях пролета) должны быть поставлены ребра жесткости (они входят в состав поперечной связи). На рисунке 5.2 показана схема продольной балки с поставленными в середине и четверти пролета ребрами жесткости.
Рисунок 5.2 – Схема для определения положения ребер жесткости
Постановка дополнительных ребер жесткости на участках 1 и 2 определяется приближенно, по эмпирической формуле
(5.1)
где аi — определяемая ширина i - й пластины, ограниченной ребрами жесткости и поясами балки; z — величина, принимаемая для углеродистой стали равной 25, а для низколегированной — 20; ki — коэффициент, определяемый по формуле
(5.2)
где хi — расстояние от оси поперечной балки до начала пластины с искомой величиной аi
При определении величины а1принимается х1 = 0. Тогда величина k1 = 1 и а1 = 3ztw для всех продольных балок. При определении а2 величина х2 принимается в формуле (5.2) равной a1 , при определении а3 — равной x3 = a1 + а2и т. д.
Если на первом участке величина а3будет такой, что сумма a1 + а2 + а3 будет менее 0,25 lm (а с учетом а4 — более 0,251т), то, следовательно, нужно поставить три ребра жесткости. Полученные расчетом положения ребер жесткости можно изменять, но желательно в сторону к опоре (поперечной балке). Рекомендуется первое ребро жесткости поставить по расчету, а остальные три расстояния между ребрами жесткости сделать одинаковыми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.