Проектирование металлических мостов. Составление и сравнение вариантов. Расчет проезжей части: Методические указания к курсовому проектированию, страница 2

По заданному классу водного пути определяют размеры подмостовых габаритов. По уровням воды, ледохода и ледостава определяется положение моста (отметка низа конструкций, верха опор, обреза фундаментов и т. п.).

Заданное отверстие моста разбивается на пролеты в соответствии с требованиями подмостовых габаритов /3/ и обеспечения беззаторного пропуска льда. Данные о подмостовых габари­тах приведены в Приложении Б. Отверстие моста измеряется в свету между опорами на уровне высоких вод (УВВ) с учетом стеснения русла конусами подходных насыпей или регуляционных дамб. Заложение фундаментов опор определяется геологическими условиями с учетом общего размыва дна в отверстии моста, вызываемого стеснением реки подходными насыпями, и местного размыва у опор моста, являющегося следствием локального изменения кинематической структуры потока при обтекании опор.

Сведения о расчете упомянутых, а также о других видах размывов (местный размыв у голов струенаправляющих дамб, сосредоточенный размыв) приведены в учебном пособии /4/.

При проектировании вариантов необходимо выполнить следующие расчетные и графические работы. В расчетах по вариантам определяются размеры тела опор, фундаментов, число свай или оболочек, объемы и стоимость работ. По каждому варианту в табличной форме приводится перечень конструкций и работ с указанием объемов и стоимости. Расчеты по вариантам иллюстрируются рисунками, схемами, чертежами. Объем этой работы, выполняемой в карандаше или средствами машинной графики, составляет 10...15 страниц.

В реальном проектировании, в зависимости от местных условий и данных задания, число разрабатываемых вариантов может быть значитель­ным, нередко более 8…10. В курсовом проекте разрешается ограничиваться составлением трех вариантов, вычерчиваемых на листе форматной чертежной бумаги. На листе приводятся таблицы с объемами и стоимостью работ по вариантам.

По окончании расчетных и графических работ составляется пояснитель­ная записка к вариантам объемом 15...20 страниц. В нее входят: введение с кратким содержанием основных задач в области проектирования и строительства металлических мостов, основные сведения по заданию на курсовой проект, анализ исходных данных, краткое описание каждого варианта, сравнение вариантов с приведением их основных показателей и выбор решения.

При описании вариантов приводятся данные о схеме моста, его разбивке на пролеты, о величине фактического отверстия, о конструкциях фундамен­тов и тела опор, пролетных строениях в судоходной и несудоходной частях отверстия, об объемах и стоимости работ. Завершает пояснительную записку сравнение вариантов и выбор решения. В этом разделе в таблице приводятся сводные данные о расходах материалов, об общей и приведен­ной стоимости, а также характеристики вариантов и обоснование выбора решения.

По окончании работы студенты дневной формы обучения предъявляют варианты и пояснительную записку руководителю проектирования, который утверждает принятое решение и выдает задание на расчет и конструирова­ние элементов моста.  

3.2  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВАРИАНТОВ МОСТА

Курсовой проект, как основной вид самостоятельной работы студентов, занимает важное место при изучении курса мостов. Первую часть курсового проекта составляют варианты моста. Метод проектирования целых мостов, метод составления и исследования вариантов был предложен в 1909 г. академиком Г.П. Передернем. Эти методы предполагают применение с критическим и творческим осмыслением ранее полученных знаний, сопос­тавление ряда решений с последующим выбором окончательного варианта сооружения. Метод вариантного проектирования прошел испытание време­нем, он обогатился современными методическими разработками, учитыва­ющими достижения в области мостостроения.

При составлении вариантов и выборе решения следует иметь в виду, что наиболее целесообразным будет то сооружение, которое удовлетворяет требованиям экологии, потребностям дороги по грузоподъемности, безопасности движения, имеет наименьшие стоимость и расход материалов, срок ввода в эксплуатацию и отвечает современным архитектурным требованиям. Схе­мы мостов должны составляться с соблюдением требований нормативных документов.

Конструкции пролетных строений, фундаментов и тела опор должны выбираться с учетом современных достижений в области мостостроения.

При этом необходимо, чтобы расход материалов, их первоначальная стоимость, а также расходы по эксплуатации сооружения в течение всего срока службы были минимальными. Принимаемые к рассмотрению схемы моста должны обеспечивать пропуск паводковых вод, ледохода, а также удовлетворять требованиям судоходства.

Задачи составления и выбора вариантов моста с учетом приведенных требований достаточно сложны. Каждый из вариантов, отличающихся друг от друга числом и размерами пролетов, числом опор, конструкцией опор и пролетных строений и по другим показателям, претендует на то, чтобы быть принятым. Это возможно в том случае, если изменение параметров и показателей в вариантах проводится с определенным замыслом: последу­ющие варианты имеют некоторые основные показатели, лучшие по сравне­нию с предыдущими. Например, наименьший расход металла будет иметь вариант моста, у которого в судоходной части отверстия всего два пролета, минимально удовлетворяющие судоходным требованиям, а остальная часть отверстия перекрыта пролетными строениями с небольшими пролетами. У этого варианта могут оказаться наименьшими и другие показатели, напри­мер, строительная стоимость, но у него есть определенные недостатки. Большое число опор приведет к увеличению срока строительства, в особенности в районах с суровым климатом. Проход льда будет затруднен, минимальными окажутся возможности для пропуска судов и плотов.

В другом варианте можно, например, увеличить количество судоходных пролетов (если это позволяет главное русло) и размеры пролетов в несудоходной части отверстия, тогда это решение будет лучше по сравне­нию с предыдущим по условиям пропуска льда, судов и плотов, меньше будет трудоемких промежуточных опор. Однако в этом варианте в связи с увеличением размеров пролетных строений увеличится расход дорогостоящего металла.