Проектирование металлических мостов. Составление и сравнение вариантов. Расчет проезжей части: Методические указания к курсовому проектированию, страница 8

Для определения размеров оголовка опоры при опирании двух смежных пролетных строений со сквозными главными фермами с ездой понизу (lр = 66,0 м, Вф = 5,7 м и lр = 88,0 м, Вф = 5,8 м) получим:

.

Здесь округления размера не требуется, так как L кратно 10 см.

При закругленном в плане очертании опоры (см. рисунок 3.2, в) с радиусом закругления R= 0,5b или при заостренной форме под углом 90° в плане,  длина опоры поперек оси моста определяется по формуле:

,                                                              (3.7)

где b — размер опоры по фасаду моста.

Для такой формы опоры в плане, продолжая рассматриваемый пример, получим

.

Окончательно можно принять L=9,8 м, считая, что с1 = 18 см.
          Размеры опор при опирании пролетных строений с ездой поверху с одной стороны и с ездой понизу с другой определяют вдоль оси моста по формуле (3.5), поперек моста — по формуле (3.6) или (3.7), принимая максимальное значение Вф для пролетного строения с ездой понизу. Сопряжение таких пролетных строений, имеющих большую разницу строительных высот на опоре, показано на рисунке 3.3. При разнице строительных высот более 1,0 м следует устраивать сопряжение пролетного строения поверху в нише. В этом случае размеры подферменной плиты и ее положение определяются с учетом размещения опорных частей пролетного строения с ездой понизу.

Если разница в строительных высотах, опирающихся на опору пролетных строений 1,0 м и менее, нишу не делают, а положение подферменной плиты определяется по наибольшей строительной высоте. Пролетное строение с меньшей строительной высотой ставится на опорную площадку, отметка которой определяется разницей строительных высот на опоре.

а — по фасаду; б — в плане

Рисунок 3.3 - Сопряжение на опоре пролетных строений с ездой поверху и понизу при

большой разнице строительных высот

Размер dн ниши по фасаду моста определится из условия размещения опорных частей от края опоры и обеспечения необходимого зазора t между торцами пролетного строения с ездой поверху и шкафной стенкой ниши:

                                              (3.8)

где  dн — размер ниши по фасаду, м; dп— размер опорной подушки опорной части вдоль оси моста; lпи lр — полная длина и расчетный пролет пролетного строения, опирающегося в нише; t—  зазор между торцом пролетного строения и стенкой ниши, принимаемый равным 10...15 см.

Из условия размещения опорных частей в нише получим:

                         ,                                                                      (3.9)

Из двух значений dн, рассчитанных по формулам (3.8) и (3.9) принимают наибольшее.

Ширину ниши поперек оси моста Lн определим из условия размещения опорных частей и необходимых размеров для их установки и осмотра:

,                                                                              (3.10)

где Bрасстояние между осями балок; d — ширина опорной подушки поперек оси моста; nрасстояние от боковой стенки ниши до граней опорной площадки, принимаемое равным 25 см.

Определим, например, размер dнпо формуле (3.8) при опирании в нише пролетного строения высокой заводской готовности lр = 45,0 м с ездой поверху на балласте при значениях с2 = 0,25м; с1 = 0,20 м; dп = 0,72м; lп = 45,8м; t= 0,10м; m= 0,1м:

м.

Из условия размещения опорных частей по формуле (3.9) получим: dн = 0,25 + 2´0,20 + 0,72 - 0,10  = 1 ,27 м. Принимаем большее значение dн = 1,27 м.

Определим ширину ниши по формуле (3.10) при значениях В = 2,1 м; d= 0,94 м; c1 = 0,15 м; n= 0,25 м:

L=2,1 + 0,94 + 2´0,15 + 2´0,25 = 3,84 м.

После определения размеров ниши следует проверить расстояние от стенок ниши до граней опорных площадок пролетного строения с ездой понизу.

При ширине ниши Lнмаксимальное расстояние между гранями опорных площадок опорных частей пролетного строения с ездой понизу поперек оси моста аэ должно удовлетворять условию:

                                      .                                                                     (3.11)

Для рассматриваемого примера при значениях Bф =5,8 м, d=1,0 м, c1=0,15 м определим величину a3:

a3 = 5,8 - 1,00 -2´0,15 = 4,50 м.

Вычислим правую часть неравенства (3.11) при Lн =  3,84 м и с=  0,25 м:

3,84 + 2´0,25 = 4,34 м.

Из сравнения величин a3 и  видно, что условие (3.11) выполняется. Это означает, что минимальное расстояние от опорных площадок опорных частей пролетного строения с ездой понизу до ниши соответствует требованиям норм. Подобным образом следует проверить это условие в других случаях.

После определения размеров опоры в уровне опирания пролетных строений вычисляют ее ширину по фасаду в уровне высокого ледохода и обреза фундамента. Для удовлетворения требований норм /2/ по расчету на прочность, устойчивость и трещиностойкость в монолитных опорах их граням придается уклон Ð30:1. В сборно-монолитных опорах боковые грани принимаются вертикальными. Используем приведенный выше уклон для определения размеров сборно-монолитных опор по фасаду в уровне высокого ледохода и обрез фундамента.

Приняв за исходную величину b, определенную по формуле (3.5), проводим  пунктирными линиями (рисунок 3.4) уклон Ð30:1 до уровня обреза фундамента (ОФ).

а — по фасаду с вертикальными гранями;

б — поперек оси моста при прямоугольной в плане форме сечения верхней части и с закругленными в нижней

Рисунок 3.4 – Схема к определению размеров опоры

Отметку обреза фундамента назначают ниже уровня ледостава на толщину льда с запасом 0,25 м (с учетом промерзания опоры). Таким образом будет определена общая высота тела опоры от её верха до обреза фундамента. В пределах переменного уровня воды тело опоры в плане должно иметь обтекаемую форму. Высота этой части опоры определяется от отметки обреза фундамента до уровня, превышающего УВЛ не менее, чем на 0,5 м. Ширина опоры по фасаду в уровне ОФ определяется по формуле:

                                           .                                                                 (3.12)

В уровне низа подферменной плиты ширину опоры по фасаду получим по формуле: