В целом при выработке тактики и стратегии деятельности необходимо активно использовать рекомендации, разработанные БЕЛКООПСОЮЗОМ, учитывать требования программных документов.
7. Расходы в заготовительной отрасли Лоевского райпо.
В практике хозяйственной деятельности самыми объемными являются транспортные расходы, проценты за пользование кредитами банка, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, а также расходы на оплату труда. Как правило сумма расходов по этим четырем статьям затрат занимает в общей сумме расходов заготовительной отрасли более 50%. Поэтому анализу этих статей затрат и поиску резервов их оптимизации следует уделять больше внимания.
Анализ общего уровня расходов можно провести с использованием данных табл.12.
Таблица 12.
Динамика расходов в НУ Лоевский «Коопзаготпром» Лоевкого райпо за 2005-2004 г.г.
(Приложения 2, 5, 14, 15)
В целом по исследуемому коопзаготпрому в 2005 году наблюдалось снижение общего уровня расходов как по сравнению с планом, так и по сравнению с 2004 годом на 0,8 и 2,5 процентных пункта. Это привело к экономии расходов соответственно на 10,1 и 29,7 млн.р., которое произошло за счёт рационального ведения хозяйства в коопзаготпроме и использования внутренних резервов снижения затрат, о чём свидетельствует снижение снижение условно-переменных расходов соответственно на 0,8 и 1,8 процентных пункта, а условно-постоянных статей затрат соответственно на 0,1 и 0,7 процентных пункта.
Влияние объёма заготовительного оборота на уровень расходов можно определить по формуле:
∆У расх.ЗО0=Расх.пост.1*100/ЗО1-Расх.пост.0*100/ЗО0,
где Расх.пост-сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде; ЗО1,ЗО0-заготовительный оборот отчётного и базисного периодов.
С помощью этой формулы влияние заготовительного оборота на уровень расходов определяется следующим образом:
· 77,5*100/1188-77,5*100/1032,6=6,53-7,51=-0,98;
· 74,2*100/1188-74,2*100/917=6,25-8,092=-1,842.
Эти цифры свидетельствуют о положительном влиянии роста заготовительного оборота на уровень расходов, который снизился под действием этого фактора в 2005 году по сравнению с планом и 2004 годом соответственно на 0,98 и 1,842 процентных пункта.
Оценить влияние на изменение расходов структуры заготовительного оборота и потоварных уровней можно на основании табл. 13.
Таблица 13.
Товарная структура заготовительного оборота коопзаготпрома и уровни расходов по отдельным видам продукции за 2004-2005 г.г.
Определим влияние изменения структуры заготовительного оборота и потоварных уровней на общий уровень расходов в коопзаготпроме:
· влияние изменения потоварных уровней расходов: 36,3-38,38=-2,08;
· влияние изменения структуры заготовительного оборота: 38,38-36,33=2,05;
· общее отклонение уровня расходов: -2,08+2,05=-0,03 или 36,3-36,33=-0,03.
Вывод: Ухудшение структуры заготовительного оборота (т.е. увеличение удельного веса более издержкоёмких закупок: овощей, плодов, мяса и прочих видов) привело к увеличению общего уровня расходов(на 2,05 процентных пункта), а изменение издержкоёмкости закупок отдельных видов (т.е. потоварных уровней расходов) способствовало снижению их общего уровня (на 2,08 процентных пункта). В результате общий уровень расходов уменьшился под влиянием этих факторов на 0,03 процентных пункта.
На уровень расходов существенное влияние оказывает изменение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё. Для того, чтобы определить влияние этого фактора на общий уровень расходов, следует выделить из них те статьи затрат, которые не зависят от изменения закупочных цен (табл. 14.)
Таблица 14.
Расходы НУ Лоевский « Коопзаготпром» Лоевского райпо за 2004-2005 г.г.
(Приложения 14, 15)
Полученные в табл. 14 результаты свидетельствуют о положительном влиянии рассмотренных статей затрат на общий уровень расходов в исследуемом коопзаготпроме, кроме расходов по статье «проценты за пользование кредитами банка», уровень которых увеличился на 0,11 процентных пункта, что привело к перерасходу расходов на 3 млн.р. Уровень трёх других статей затрат хотя и уменьшился в процентном соотношении на 0,21; 0,51 и 1,26 процентных пункта, это всё равно не привело к экономии расходов, а наоборот получился перерасход на сумму 22 млн.р.
Для более детальной оценки динамики статей затрат следует провести анализ расходов по статьям затрат. Возьмём наиболее значимые статьи затрат: «транспортные расходы», «проценты за пользование кредитами банка», «расходы на оплату труда». ( табл. 15)
Таблица 15.
Расходы по статьям затрат в НУ Лоевский
«Коопзаготпром»
Лоевского райпо.
(Приложения 14, 15)
Проанализировав эти три статьи мы можем сделать следующий вывод, что только рационально и экономно используется статья «расходы на оплату труда» которая составила в 2005 году 42 млн.р. и сократилась по сравнению с 2004 годом на 2 млн.р. Что же касается двух других статей то по ним в 2005 году произошёл незначительный рост соответственно на 5 и 3 млн.р., что и привело к перерасходу. Для более объективной оценки влияния затрат на общую сумму и уровень расходов следует выявить причины экономии или перерасхода по каждой отдельной статье и определить их обоснованность. Так, например, если рост транспортных расходов происходил при одновременном увеличении физического объёма заготовительного оборота, то увеличение расходов по этой статье можно считать обоснованным.
Основными резервами и путями снижения расходов по статьям “Транспортные расходы” и “Проценты за кредит” являются:
· увеличение объема и структуры заготовительного оборота и оборота по реализации с учетом конъюнктуры рынка;
· ускорение оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы;
· повышение качества товарных запасов;
· недопущение нерациональных расходов и необоснованных потерь;
· осуществление экономии затрат по всему перечню статей затрат;
· исключение порожних пробегов и минимизация повторных перевозок;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.