Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра_____биохимии____________________________________________
Обсуждено на заседании кафедры (МК или ЦУНМС)____________________
Протокол № _______
ЛЕКЦИЯ
По биологической химии
для студентов_____2-го_____ курса ___лечебного___________________факультета
Тема:___Белки 5. Биосинтез белка, регуляция. Патология обмена белков
Время__90 мин___________________
Учебные и воспитательные цели:
1. Сформировать представления об этапах биосинтеза белка и механизмах его регуляции
2. Молекулярные аспекты основных нарушений азотистого обмена
ЛИТЕРАТУРА
1. Биохимия человека:, Р.Марри, Д.Греннер, П.Мейес, В.Родуэлл.- М.книга ,2004.- т.1-2.
,с..
2.Основы биохимии:А.Уайт, Ф.Хендлер,Э.Смит, Р.Хилл, И.Леман.-М. книга,
1981,т. 1-.2,.с.
3.Наглядная биохимия: Кольман., Рем К.-Г-М.книга 2004г.
4. А.С.Спирина
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Мультимедийная презентация
РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№п/п |
Перечень учебных вопросов |
Количество выделяемого времени, мин. |
1. |
Основные этапы биосинтеза белка, регуляция, действие антибиотиков |
45 мин |
2. |
Патология азотистого обмена |
435 мин |
Всего: 90 минут
Введение: Биосинтез белка это центральный процесс живой клетки: именно через него « мертвые» молекулы нуклеиновых кислот обретают жизнь и химия превращается в биологию
Процесс создания химической структуры белка, а также физическое сворачивание в функционально активную глобулу осуществляется рибосомой. Каждая рибосома прочитывает одну мРНК, после чего можжжжет программироваться другой молекулой мРНК и производить совсем другой белок.
Количество рибосом клетке сильно варьирует от тысяч до десятков тысяч, на клетку в зависимости от типа клетки
Способ кодирования в нуклеиновых кислотах информации о первичной структуре белка получил название генетического кода (он же биологический, аминокислотный , нуклеотидный). Первый вопрос, который возникает при изучении свойств такого кода, это вопрос о числе нуклеотидов, которые необходимы для кодирования аминокислот. Эта проблема математически была решена Г. Гамовым в 1953 году. Хотя его рассуждения относились к молекуле ДНК, принцип рассуждений оказался верным. Молекула нуклеиновый кислоты состоит из 4 нуклеотидов (алфавит – 4 буквы). Если слова будут состоять из 2-х букв, то можно составить 42=16 разных слов. Этого недостаточно для 20 аминокислот (слов). Значит, слово должно быть трехбуквенным, тогда 43=64. Это предположение было полностью подтверждено экспериментально в последующем. Для расшифровки генетического кода использовались бесклеточные системы синтеза белков. Если в качестве матрицы для синтеза белков к такой системе добавить полинуклеотид, состоящий из одного и того же нуклеотида, то исследование аминокислотного состава продукта синтеза позволяет определить последовательность нуклеотидов в кодирующем элементе полинуклеотида. Так, использование полиуридиловой кислоты приводило к образованию полифенилаланина, а полицитидиловой кислоты- пролипролина.
Использование полинуклеотидов, синтезированных из смеси нуклеотидов позволило не только расшифровать кодоны для некоторых аминокислот, но и подтвердило идею триплетности кода. Полная дешифровка кода стала возможной после работ Ниренберга М., который воспользовался способностью рибосом связывать синтетические тринуклеотиды, которые могли формировать пары оснований с комплементарными им основаниями на тРНК. Это позволило ему синтезировать и испытать все 64 теоретически возможных тринуклеотида и составить полную таблицу генетического кода.
Таблица генетического кода |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||
У |
Ц |
А |
Г |
||
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
Ц |
|
Лей |
Сер |
Терм |
Терм |
А |
|
Лей |
Сер |
Терм |
Три |
Г |
|
Ц |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
У |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
Ц |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
А |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
Г |
|
А |
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
У |
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
Ц |
|
Иле |
Тре |
Лиз |
Арг |
А |
|
Мет |
Тре |
Лиз |
Арг |
Г |
|
Г |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
У |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
Ц |
|
Вал |
Ала |
Глю |
Гли |
А |
|
Вал |
Ала |
Глю |
Гли |
Г |
Рис..Схема гипотезы «качания».
ватьболее чем с одним кодоном. Точное образование комплементарных пар в таком случае обязательно только для первых двух букв кодона. Третья буква кодона может формировать «неканонические» пары. Идея о том, что на спаривание третьего основания накладываются менее жесткие ограничения, высказал Ф. Крик. Эта идея получила название гипотезы «качания» или неоднозначного соответствия (wobble –гипотеза). Показано, что третье основание кодона может формировать неканонические пары с первым основанием антикодона. Возможные варианты такого взаимодействия показаны в следующей таблице
Таблица. Возможные комплементарные пары оснований образующиеся согласно гипотезе «качания" |
|||
Основание в 5 ' позиции в антикодоне |
Основание в 3 ' позиции в кодоне |
Основание в 3 ' позиции в кодоне |
Основание в 5 ' позиции в антикодоне |
Г |
Ц или У |
Ц |
Г, И |
Ц |
Г |
А |
У, И |
А |
У |
Г |
С, У |
У |
А или Г |
У |
А,Г,И |
И |
А.У или Ц |
Гипотеза колебания, свидетельствующая о вырожденности генетического кода, дает возможность предположить, что код, по-видимому, развился из дуплетного кода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.