Из анализа этих зависимостей видно, что даже при отсутствии нагрузки в плечах тяговой сети уравнительный ток в зависимости от транзита мощности по ЛЭП, достигает значительной величины.
Включение устройств продольной емкостной компенсации изменяет величину и и уменьшает сопротивление контура . При этом составляющая уравнительного тока, обусловленная транзитом мощности по ЛЭП, всегда увеличивается, а две другие составляющие в зависимости от степени компенсации могут как увеличиваться так и уменьшаться.
Рисунок 3.5-Зависимости уравнительного тока от тяговой нагрузки и транзита мощности по ЛЭП
3.2 Определение величины уравнительного тока в тяговой сети по счетчикам подстанций
Величина уравнительного тока в тяговой сети, вызываемого разностью напряжений смежных тяговых подстанций, зависит от многих факторов, наиболее существенными из которых являются конфигурация и режимы работы системы внешнего электроснабжения. Эти факторы трудно поддаются расчетам и требуют исходных данных, которыми железнодорожные организации не располагают. Поэтому более надежным является непосредственное определение уравнительного тока на действующих участках.
Достаточно простым способом определения уравнительного тока является его измерение в моменты отсутствия на межподстанционной зоне тяговой нагрузки. Но такие периоды бывают не на всех зонах.
Предложены и другие способы определения уравнительного тока: по отсутствию третьей гармонической составляющей в токе плеча питания (уравнительный ток практически синусоидален); с помощью специализированного измерительно-вычислительного комплекса (ОмГУПС); посредством установки приборов контроля действующих значений напряжений и токов на смежных подстанциях (МГУПС).
Однако все эти способы измерения уравнительного тока требуют применения специализированного оборудования, которое в настоящее время серийно не выпускается.
Рисунок 3.6- Схема с тремя подстанциями и двумя межподстанционными
зонами
Ниже изложена расчетно-экспериментальная методика определения уравнительного тока, основанная на использовании показаний счетчиков электрической энергии подстанций и расчетов распределения токов нагрузки по подстанциям и плечам питания.
Принцип методики состоит в следующем. Для участка, например, с тремя тяговыми подстанциями (рисунок 3.6) составляется система уравнений отдельно для расходов активной и реактивной энергии (при большем количестве подстанций число уравнений соответственно увеличивается). Учитывая, что активные составляющие расходов электроэнергии на тягу и от уравнительного тока можно складывать арифметически (как и реактивные составляющие), то
где W1, W2, W3— расход энергии по трехфазным счетчикам тяговых подстанций; К1-2, К2-3— коэффициенты распределения расхода электроэнергии на тягу по подстанциям и при движении ЭПС по соответствующим межподстаниионным зонам;
К2— коэффициент распределения расхода электроэнергии подстанции 2 по плечам питания (при отсутствии уравнительного тока); остальные обозначения понятны из рисунок 3.6
Для определения коэффициентов К1-2, К2-3 и К2 на основе тягового расчета или опытных поездок проводятся на ЭВМ расчеты распределения энергии поездов средневзвешенной массы по подстанциям. При этом достаточно провести расчеты для одной пары поездов, считая, что соотношения токов по плечам питания при другом количестве поездов изменяются незначительно.
Решая систему уравнений (3.11), получаем, что значения расходов активной и реактивной составляющих уравнительного тока в межподстанционной зоне Сохондо-Лесная.
Wур(1-2)=W1-( W1+ W2+ W3)/(К+1), (3.12)
где ;
тыс. кВт·ч.,
тыс. кВт·ч.
Рисунок 3.7-Схема внешнего электроснабжения расчетного участка
в межподстанционной зоне Лесная-Чита
(3.13)
тыс.
кВт·ч.
тыс.
кВт·ч.
По активной и реактивной составляющим расхода уравнительного тока можно найти среднюю за период измерений величину уравнительного тока:
, (3.14)
где U — среднее за время измерений напряжение в контактной сети;
Т — время, за которое определялись расходы W1 ,W2 ,W3.
Cредняя за период измерений величина уравнительного тока для МПЗ Сохондо-Лесная.
А.
Средняя за период измерений величина уравнительного тока для МПЗ Лесная-Чита.
А.
Потери в тяговой сети от уравнительного тока
ΔWур=Iур2·RТС··Т, (3.15)
где RТС — активное сопротивление тяговой сети межподстанционной зоны . Для контактной подвески ПБСМ 95+МФ 100 RТС=0,138 Ом/км.
Потери в тяговой сети от уравнительного тока на участке Сохондо-Лесная за месяц.
ΔWур=744·94,212·49,25·0,138·10-6=57,28 тыс. кВт·ч.
Потери в тяговой сети от уравнительного тока на участке Лесная-Чита за месяц.
ΔWур=112,942·64,15·744·0,138·10-6=107,23 тыс. кВт·ч.
С целью проверки предложенной методики на участке Сохондо — Лесная — Чита Забайкальской железной дороги были проведены экспериментальные исследования. Схема внешнего электроснабжения расчетного участка показана на рисунке 3.7.
Таблица 3.1 Результаты тяговых и электрических расчетов и расчетные значения уравнительного тока за январь 2001 года
Наименование подстанций |
Длина |
Расход э/э по 27.5 кВ |
Расход акт. э/э по мпз |
Расход реакт. э/э по мпз |
К |
Расход от УТ, тыс. кВтч |
уравнительный ток, А |
Потери э/э от УТ |
% от расходов |
||||
актив- ный |
реактив ный |
слева |
справа |
слева |
справа |
актив-ный |
реактив-ный |
тыс. кВтч |
|||||
Сохондо |
49,2 |
6911,3 |
554,6 |
3282,84 |
3628,4 |
263,44 |
291,18 |
||||||
5,19 |
-213,2 |
-1915,66 |
94,2 |
57,28 |
1,2 |
||||||||
Лесная |
2476,4 |
6080,2 |
953,42 |
1523 |
2340,9 |
3739,37 |
|||||||
64,1 |
|||||||||||||
Чита-1 |
9568,6 |
4906,7 |
5741,17 |
3827,45 |
2944,03 |
1962,69 |
0,27 |
-29,94 |
2310,59 |
112,9 |
107,23 |
1,4 |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.