Понятие устойчивости работы объекта (технологическая устойчивость) является более обширным, включающим в себя не только понятие физической (статической) устойчивости инженерно-технического комплекса, но и сохранность технологического процесса производства (сохранность рабочих и служащих, системы управления, кооперации и снабжения производства всем необходимым).
Применительно к деятельности транспорта, в том числе железнодорожного, под устойчивостью работы объекта в военное время следует понимать его способность к продолжению перевозочного процесса (перевозок).
Пути повышения устойчивости работы объектов железнодорожного транспорта:
-эвакуация и рассредоточение объектов на значительной территории и их маскировка;
-дублирование и рассредоточенное размещение наиболее важных объектов или отдельных элементов объекта;
-резервирование отдельных наиболее важных мощностей, устройств объекта на случай выхода из строя основных мощностей и устройств;
-непосредственная защита объекта, его элементов, рабочих и служащих от средств нападения противника.
Каждый из приведенных выше путей повышения устойчивости объекта и его элементов включает большое количество мероприятий по повышению устойчивости.
В настоящее время при наличии ракетно-ядерного оружия, имеющего неограниченную дальность полета и высокую точность поражения, повышение устойчивости работы объектов путем эвакуации вряд ли возможно и целесообразно. Приходится искать другие пути повышения устойчивости. Под объектом народного хозяйства и железнодорожного транспорта понимается предприятие, завод, станция, железнодорожный узел и т. п.
К особо важным объектам железнодорожного узла следует отнести: основные железнодорожные пути, устройства связи и СЦБ, стрелочные переводы, искусственные сооружения, устройства энергоснабжения и т. п.; к менее важным — локомотивное и вагонное депо, работу которых можно переключить на другие сохранившиеся депо, складские помещения, пассажирские здания (без узла управления и связи) и др.
Устойчивость работы объекта в целом зависит от многих факторов, а также от его месторасположения, характера и важности выполняемой им работы.
К инженерно-техническим мероприятиямотносятся мероприятия, направленные на повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта, его технологического процесса. Такие мероприятия, как правило, выполняются заблаговременно по типовым или индивидуальным проектам и требуют значительных средств.
Организационные мероприятия— это мероприятия, направленные на изменение или приспособление организации работы объекта к условиям военного времени. Они разрабатываются и подготавливаются в мирное время, а вводятся в действие в военное время. К таким мероприятиям можно отнести разработку различных инструкций личному составу объекта на военное время, светомаскировку объекта, усиление режима охраны и противопожарной защиты и т. п.
7.1.2 Повышение устойчивости энергоснабжения объекта
Повышение устойчивости энергоснабжения объектапредусматривает обеспечение бесперебойного снабжения объекта электроэнергией, газом, сжатым воздухом, паром и водой за счет дублирования источников их получения и укрытия коммуникаций.
Устойчивость энергоснабжения объекта железнодорожного транспорта обеспечивается заменой односторонней схемы энергоснабжения двусторонней или кольцевой системой энергоснабжения (рисунок 7.1); созданием резервных и передвижных источников энергии, защитой системы энергоснабжения от поражающих факторов ядерного взрыва и вторичных поражающих факторов, заменой воздушных коммуникаций подземными и кабельными линиями.
Рисунок 7.1-Схемы одностороннего (а), двустороннего (б) и кольцевого (в) энергоснабжения электрифицированных железных дорог:
1 — ЛЭП (линия электропередачи);
Э-электростанция;
ОСИ - основная тяговая подстанция;
П— промежуточная тяговая подстанция
7.2 Организация проведения исследований по оценке устойчивости работы
объектов электроэнергетики
7.2.1 Цели и организация проведения исследований устойчивости работы
объекта
Оценка устойчивости работы объекта заключается во всестороннем его изучении с точки зрения способности противостоять воздействию поражающих факторов ядерного взрыва и вторичных факторов поражения, продолжать работу и восстанавливать в короткие сроки производственный (перевозочный) процесс при получении слабых разрушений, частичном нарушении снабжения и заражении объекта. Целью оценки устойчивости работы объекта (Является выявление слабых элементов объекта, узких его мест, что необходимо для принятия обоснованных решений на осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости выявленных слабых элементов и работы объекта в целом.
В ходе оценки устойчивости работы объектов железнодорожного транспорта прогнозируется также вероятная инженерная обстановка на объекте, определяется ориентировочная потребность сил и средств для проведения СНАВР и восстановления сквозного движения поездов, осуществляется заблаговременное планирование этих мероприятий.
Оценка устойчивости работы объекта организуется в мирное время начальником гражданской обороны объекта (директором предприятия, начальником станции) на основании указаний министерства (главка). На объектах железнодорожного транспорта она проводится под руководством и контролем отделений (управлений) железных дорог.
Оценка устойчивости работы объектов народного хозяйства и железнодорожного транспорта в силу их различных конструктивных и технологических особенностей требует сугубо индивидуального конкретного подхода. Поэтому рассмотрим только общие для всех объектов вопросы.
Оценку устойчивости работы объекта обычно начинают с изучения исходных данных, характеризующих объект и район его расположения. На объекте определяют плотность застройки, размещение основных элементов, устройств. Особое внимание обращают на участки, где возможно возникновение вторичных поражающих факторов (взрывов опасных грузов, разлив СДЯВ, пожаров и др.). Далее определяют статическую (физическую) устойчивость инженерно-технического комплекса объекта (зданий, сооружений, устройств), от которой непосредственно зависит работа объекта (осуществление перевозок).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.