Анализ влияния уравнительных токов на технико-экономические показатели системы тягового электроснаб­жения, страница 13

На дорогах переменного тока к активным мерам защиты относят, например, применение отсасывающих трансформаторов, а на дорогах постоянного тока — сглаживающих фильтрустройств.

Пассивными мерами защиты на дорогах переменного тока являются каблирование линий связи, а на дорогах постоянного тока — относ смежных линий связи от тяговой сети и частичное каблирование.

Каблирование линий связи на дорогах переменного тока является наиболее эффективным средством защиты их от опасного и мешающего воздействия электрифицированных дорог. Промышленность выпускает специальный магистральный кабель связи для укладки его вдоль полотна электрифицированной дороги переменного тока. Кабель имеет алюминиевую оболочку и броню из обычной углеродистой стали. Емкость кабеля вполне достаточна для обеспечения не только всех видов связи, но и устройств СЦБ и телеуправления объектами электроснаб­жения электрифицированных дорог.

Отказ от каблирования воздушных линий связи на дорогах переменного тока потребовал бы их относа от полотна железной дороги на расстояние более 2 км.

Отсасывающие трансформаторы позволяют увеличить ток в рельсах или в специальном обратном проводе и тем самым снизить магнит­ное влияние тяговой сети на линии связи и другие смежные линии.

Первичные обмотки W1 отсасывающих трансформаторов ОТр (рисунок 6.2 ) включают в рассечку проводов контактной сети К, где они обтекаются токами ITl, равными токам контактной сети Iк, а вторичные обмотки W2 включают по-разному: или в рассечку рельсов Р (рисунок 6.2), или в рассечку обратного провода ОП (рисунок 6.2). При этом обратный провод у каждой тяговой подстанции и между от­сасывающими трансформаторами соединяют с рельсами специальны­ми перемычками. Таким образом, вторичная обмотка отсасывающего трансформатора в схеме а замкнута на цепь, состоящую из рельсов, земли и переходного сопротивления между ними; в схеме б в цепь входит еще и обратный провод. Сопротивление цепи в первой схеме невелико и составляет доли ома, а во второй цепи 1—3 Ом.

Отсасывающие трансформаторы по, режиму работы соответствуют трансформаторам тока. Коэффициент трансформации их близок к еди­нице, так что IT2T1. Включают их в тяговую сеть с определенными интервалами. Их назначение как бы «отсасывать» ток из земли в рель­сы или в обратный провод. При отсасывающих трансформаторах, включенных по схеме рисунок 6.2, а, ток в рельсах Iр будет значительно больше, чем без них, и рельсы оказывают большое экранирующее дей­ствие. В промежутках между точками подключения трансформаторов происходит утечка тока из рельса в землю, что снижает их экранирую­щее действие. Ток утечки возрастает при увеличении расстояний меж­ду отсасывающими трансформаторами и переходной проводимости рельс—земля.

Если отсасывающие трансформаторы включаются по схеме рисунок6.2,б, тогда нагрузочный ток протекает по рельсам на значительно меньшем участке пути, чем по схеме рисунок 6.2, а, так как по перемычкам, установленным между рельсом и обратным проводом, ток из рельсов поступает большей участью в обратный провод. Следовательно, утечка тока из рельсов в землю происходит на более коротком расстоянии в промежутке между нагрузкой и перемычкой и ток, поэтому значительно меньше ответвляется в землю. Вследствие этого повышается экранирующее действие рельсов и обратного провода.

Рисунок 6.2-Принципиальная схема включения отсасывающих

трансформаторов без обратного (а) и с обратным (б) проводом

Исследованиями установлено, что при включении отсасывающих трансформаторов по второй схеме с расстояниями между ними 4,5 км опасные влияния тяговой сети на смежные линии могут быть снижены в 4—10 раз по сравнению с тяговой сетью без трансформаторов. Отсасы­вающие трансформаторы на дорогах переменного тока уменьшают только магнитные влияния тяговой сети на смежные линии и сооружения. Основными недостатками применения отсасывающих трансформаторе является сооружение большого числа изолирующих сопряжений анкерных участков, так как первичная обмотка их включается в рассечку контактной сети. Значительны также стоимость и расход цветных металлов вследствие того, что обмотка и обратный провод должен пропускать полный тяговый ток. Возрастает сопротивление тяговой сети, увеличиваются потери напряжения и энергии. Поэтому применение отсасывающих трансформаторов должно быть технико-эконсмически обосновано.

Наибольший же эффект дает каблирование линий связи, при коте ром резко снижаются не только магнитные влияния, но и полностью устраняются электрические влияния.

6.3 Определение влияющих токов при вынужденном режиме в тяговой сети переменного тока 25 кВ

В качестве влияющего тока Iв принимают эквивалентный длительный ток Iэкв, который одинаков по всей длине сближения и индуктирует в проводе такое же опасное напряжение, какое возникает при действительном (сту­пенчатом) распределении токов электро­возов вдоль тяговой сети:

Iв= Iэквm· Iрез,(6.1)

Здесь кткоэффициент, характеризую­щий уменьшение эквивалентного тока по Iэкв сравнению с результирующим нагрузочным током Iрез;

                         (6.2)

где  т — количество электровозов (и электро­поездов), одновременно

находящихся в пределах длины lт плеча питания тяговой сети при

вынужденном режиме;

 lн — рас­стояние от тяговой подстанции до начала расчетного участка линии, подвержен­ной влиянию, км.

.

Результирующий нагрузочный ток тяговой подстанции для расчетного плеча питания при вынужденном режиме работы тяговой сети, А:

                                                  (6.3)

где — максимальная потеря на­пряжения в тяговой сети между

подстан­цией и наиболее удаленным от нее электро­возом; = 8500 В.

.

Составное   сопротивление   Zocобычной тяговой сети, Ом/км:

                                          (6.4)

где cosφ — коэффициент мощности элек­тровозов, cosφ=0,8;

r0, х0 соответственно активное и реактивное со­противления тяговой сети,

Ом/км; для ПБСМ-95+МФ100 двухпутного участка r0=0,11, х0=0,26.  

 Ом/км

7 УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ПРИ

ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

7.1 Пути и способы повышения устойчивости работы объектов в ЧС

7.1.1 Основные понятия об устойчивости работы объектов в ЧС