Статистический анализ цен на продукты питания в РФ, страница 5

.                                  (6)  

Для измерения того, как влияет ценовые и структурные факторы на динамику цен вычисляют следующую систему индексов:

-   индекс цен постоянного состава, показывающий изменение только индексируемой величины и определяющийся как агрегатный индекс цен (Пааше или Ласпейреса):

;                           (7) 

-  индекс структурных сдвигов, определяемый по формуле:

.[5]                           (8)

В анализе изменения цен вместе с индексами используются и динамические ряды средних цен. Динамические ряды позволяют изучить соотношение цен на разные виды товаров. Проведение межрегиональных сопоставлений уровней цен на одни и те же группы товаров в анализе используют пространственные ряды цен.

Самой распространенной формой статистических показателей, является средняя величина. Средняя величина – это обобщенная количественная характеристика  признака в совокупности в конкретном времени и месте на одноименный товар. Она отражает только типичный уровень признака, без индивидуальных особенностей отдельных единиц. Рассчитывается по однородной совокупности. Способ расчета средних цен зависит от наличия информации (- средняя цена за единицу товара, Q – выручка от реализации товара и q – количество реализованного товара):

1) при данных о ценах и количестве реализованного товара рассчитывают как среднюю арифметическую взвешенную:   

                                                                                (9)                 

 

2) при наличии данных об оборотах и ценах реализации товара используют среднюю гармоничную взвешенную:

                                                                                                     (10)

3)  при наличии данных только об уровнях цен и нескольких дат, среднюю цену рассчитывают:

-  по средней арифметической простой, где рн, рк – цены на начало и конец периода: 

                                                                                                                                                                   (11)

-  по средней для моментально ряда динамики  -

                                                                      (12)

4) При наличии информации только о числе периодов времени, в которых существовала данная цена, при равномерной реализации, где n – число периодов, в течение которых существовала данная цена:                        (13)

5) По группе товара, при наличии информации об относительных показателях структуры продаж, где   - удельный вес продажи каждого вида в общем объеме продаж:

                                                                                                                                             (14)

Можно рассчитать среднюю цену по региону, используя информацию об удельном весе численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены рассчитывают и как относительную величину, которая выражает покупательную способность денежного дохода населения, т.е. возможность купить какое-либо количество товара на величину среднего дохода. Расчет можно вести как всего населения, так и по регионам, группам. При расчете покупательской способности используются только потребительские цены. Покупательская способность:    ,                                  (15)  где Д – среднедушевой денежный доход. 

  


2 Экономико-статистический анализ цен на продукты питания

2.1 Анализ основных статистических характеристик

Для статистического анализа цен на продукты питания большое значение представляет средняя цена на продукты питания. Средняя цена продуктов питания является обобщенной характеристикой уровня цен на одноименный вид. Способ расчета средней цены зависит от наличия информации.

В таблице 1 представлена информация государственного комитета по статистике РФ о средних потребительских ценах на отдельные виды продовольственных товаров за период 1992 – 2010гг., полученных c официального сайта: http://www.gks.ru.

Таблица 1 [6]

Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров за 1992– 2010 гг. (на конец года; рублей за килограмм; до 2000 г. - тыс. руб.)