- теоретическое рассмотрение цен;
- проведение анализа цен на продукты питания в РФ;
- проведение статистической оценки, экономико-статистического анализа цен на продукты питания.
При проведении исследования были использованы материалы учебной литературы по экономической статистике, данные статистических сборников, статистические данные для выполнения аналитической части работы были взяты c официального сайта: http://www.gks.ru – государственный комитет по статистике РФ.
В ходе проведения данного исследования были использованы следующие статистические методы: корреляционный и регрессионный анализы, табличные и графические методы представления результатов исследования.
Цена – ведущая рыночная категория, которая определяет поведение покупателей и продавцов на рынке и ее изменение влечет за собой серьезные экономически, социальные и политические последствия.
Ценой называется количество денег, за которое покупается или продается какое-либо экономическое благо. Она определяется в результате взаимодействия продавцов и покупателей, в ходе которого они устанавливают цену, сравнивая предложение и спрос на товар или услугу.
Сущность цен проявляет себя двояко. Цена может выступать как регулятор рынка, осуществляющий воздействие на спрос и предложение, и как индикатор, отражающий политику и состояние рынка.
Функции цен – это наиболее общие свойства, присущие ценам, характеризующие их назначение и действующие во взаимосвязи. В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию, которая заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом.
Также часто используется распределительная функция цены, которая проявляется в том, что цена участвует в перераспределении и распределении национального дохода, дохода между отраслями и сферами экономики, регионами и различными группами населения.
Помимо этого цена выполняет учетную функцию, благодаря которой цены позволяют сопоставить различные блага, несравнимые по потребительским характеристикам.[1]
В тесной взаимосвязи и различные виды цен, которые составляютединую систему цен и которые можно классифицировать. Так, учитывая сферы товарного обслуживания, выделяются:
- оптовые цены – продукция реализуется крупными партиями и не включает розничную скидку;
- цены производителей;
- розничные цены - товар продается индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме.
Кроме того, цены можно классифицировать по степени регулирования (жестко фиксированные, регулируемые, рыночные), в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг и т.д. [2]
Предметом статистического исследования же является вся система цен и процессы их образования и изменения. Изучение цен требует применения статистических показателей и методов, т.к. цена назначается на массовый товар и ее поведение носит факторный и вероятностный характер.
Так как степень обеспеченности продовольственными ресурсами определяет продовольственную и экономическую безопасность страны, а питание является жизненно необходимым для человека, то информация о ценах на продукты питания и их изменениях необходима для разработки государственной социально-экономической политики, реализации мер социальной, региональной и денежно-кредитной политики.
Задачи статистики цен можно сгруппировать:
- изучение рынка и его конъюнктуры;
- определение средней динамики и тарифов на товары и услуги в производственной сфере и на потребительском рынке;
- определение стоимости минимального набора потребительской корзины;
- определение паритета покупательской способности валют для международного сопоставления национального продукта.
Задачи статистического изучения цен на продукты питания достаточно многообразны:
1. Изучение цен на продукты питания и их динамики как фактора уровня жизни;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.