Статистический анализ цен на продукты питания в РФ, страница 3

2.  Характеристика состояния рынка и характеристика цены как инструмента управления рынком. Для решения этих задач отслеживается поведение цен на продукты питания как ответная реакцию на изменение экономической ситуации, изменение уровня качества товара, изменение спроса и предложения. Статистика цен изучает степень воздействия и возможность воздействия цены товара на производство.

3.  Международные и межрегиональные сопоставления. Задачи изучения цен со стороны государства – это изучение влияния на инфляционные процессы в стране, на формирование бюджета страны, рынок труда и т.д. Статистика цен является орудием оценки социальной и экономической эффективности рынка на межрегиональном уровне и международном. Изучение цен со стороны государства необходимо для решения задач по ценообразованию, контролем над денежным обращением в стране.

4.  Изучение цен на продукты питания с позиции производителя и продавца.

Изучение цен с позиции производителя, как инструмента маркетинга, анализа по видам товаров, территориальный анализ, изучение взаимосвязи основных характеристик и альтернативных товаров и т.д.

Со стороны покупателя изучение цен является фактором доходов, формирования стоимости потребительской корзины и минимального прожиточного уровня жизни; сопоставление уровня цены товара к качеству; влияние изменения цен на уровень жизни различных слоев населения и т.д.

Все эти задачи статистического изучения цен на продукты питания решаются с помощью таких функциональных задач как:

- анализ уровня цен на продукты питания, их регистрация,

- наблюдение за их изменением;

- региональный анализ цен на продукты питания;

- анализ и моделирование факторов, которые влияют на уровень и динамику цен на продукты питания;

- прогнозирование цен на продукты питания.

С развитием рыночной экономики происходит переход к новой модели установления цен, что вызывает необходимость учитывать огромное количество ценообразующих факторов.

Прежде всего, этими факторами являются спрос и предложение, количество товара, условия платежа и поставки, регулирование цен государством и законодательством. Также цены зависят от уровня затрат произведенных предприятием, уровня прибыли, получаемой производителем и продавцом, количества посредников-продавцов.

Основными элементами, устанавливающими цену, являются:

- прибыль предприятия, налоги (НДС, акцизы), все издержки производства,

- торговые надбавки, посреднические надбавки.

В статистике при анализе структуры цены определяется удельный вес каждой составляющей в цене товара, на основании данных плановых расчетов и данных отчетов.  Каждое предприятие определяет какие виды затрат оно будет включать в производимую продукцию, какую калькуляцию применять.  

Уровень цены может устанавливаться тремя способами:

- минимальный - данный уровень определяется только произведенными затратами;

- максимальный уровень зависит, и определятся спросом на данный вид товара;

- оптимально возможный уровень – состоит из определенного размера прибыли и полученных издержек.

Самый распространенный расчет уровня цены на товар является затратный метод – где суммируются средние издержки и прибыль.  Этот метод используется при определении цены на новую продукцию; на опытные образцы или специальным, разовым заказам; на товары по которым спрос выше предложения.

Уровень цен на товары и услуги – это показатель, который характеризует состояние цен на определенной территории, по видам товара, за определенный период времени.

Средняя цена товара определяется как обобщенная характеристика цен для одного вида товара, в определенный период времени, на определенной территории и рассчитывается:

- за определенный период времени;

- по территориям;

- по группам определенных видов и категорий товаров.

1.3. Система статистических показателей цен на продукты питания

Статистическое изучение цен на продукты питания нуждается в развернутой системе показателей, которая может показать различные виды дифференциации рыночных цен на продукты питания: во времени, территориально, по социально-доходным группам населения, ассортиментно.