2. Характеристика состояния рынка и характеристика цены как инструмента управления рынком. Для решения этих задач отслеживается поведение цен на продукты питания как ответная реакцию на изменение экономической ситуации, изменение уровня качества товара, изменение спроса и предложения. Статистика цен изучает степень воздействия и возможность воздействия цены товара на производство.
3. Международные и межрегиональные сопоставления. Задачи изучения цен со стороны государства – это изучение влияния на инфляционные процессы в стране, на формирование бюджета страны, рынок труда и т.д. Статистика цен является орудием оценки социальной и экономической эффективности рынка на межрегиональном уровне и международном. Изучение цен со стороны государства необходимо для решения задач по ценообразованию, контролем над денежным обращением в стране.
4. Изучение цен на продукты питания с позиции производителя и продавца.
Изучение цен с позиции производителя, как инструмента маркетинга, анализа по видам товаров, территориальный анализ, изучение взаимосвязи основных характеристик и альтернативных товаров и т.д.
Со стороны покупателя изучение цен является фактором доходов, формирования стоимости потребительской корзины и минимального прожиточного уровня жизни; сопоставление уровня цены товара к качеству; влияние изменения цен на уровень жизни различных слоев населения и т.д.
Все эти задачи статистического изучения цен на продукты питания решаются с помощью таких функциональных задач как:
- анализ уровня цен на продукты питания, их регистрация,
- наблюдение за их изменением;
- региональный анализ цен на продукты питания;
- анализ и моделирование факторов, которые влияют на уровень и динамику цен на продукты питания;
- прогнозирование цен на продукты питания.
С развитием рыночной экономики происходит переход к новой модели установления цен, что вызывает необходимость учитывать огромное количество ценообразующих факторов.
Прежде всего, этими факторами являются спрос и предложение, количество товара, условия платежа и поставки, регулирование цен государством и законодательством. Также цены зависят от уровня затрат произведенных предприятием, уровня прибыли, получаемой производителем и продавцом, количества посредников-продавцов.
Основными элементами, устанавливающими цену, являются:
- прибыль предприятия, налоги (НДС, акцизы), все издержки производства,
- торговые надбавки, посреднические надбавки.
В статистике при анализе структуры цены определяется удельный вес каждой составляющей в цене товара, на основании данных плановых расчетов и данных отчетов. Каждое предприятие определяет какие виды затрат оно будет включать в производимую продукцию, какую калькуляцию применять.
Уровень цены может устанавливаться тремя способами:
- минимальный - данный уровень определяется только произведенными затратами;
- максимальный уровень зависит, и определятся спросом на данный вид товара;
- оптимально возможный уровень – состоит из определенного размера прибыли и полученных издержек.
Самый распространенный расчет уровня цены на товар является затратный метод – где суммируются средние издержки и прибыль. Этот метод используется при определении цены на новую продукцию; на опытные образцы или специальным, разовым заказам; на товары по которым спрос выше предложения.
Уровень цен на товары и услуги – это показатель, который характеризует состояние цен на определенной территории, по видам товара, за определенный период времени.
Средняя цена товара определяется как обобщенная характеристика цен для одного вида товара, в определенный период времени, на определенной территории и рассчитывается:
- за определенный период времени;
- по территориям;
- по группам определенных видов и категорий товаров.
Статистическое изучение цен на продукты питания нуждается в развернутой системе показателей, которая может показать различные виды дифференциации рыночных цен на продукты питания: во времени, территориально, по социально-доходным группам населения, ассортиментно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.