Проводится общий библиографический анализ документов. Для этого студент внимательно изучает их содержание и форму, чтобы определить пригодность документов для отражения в библиографическом пособии. Осуществляется составление и/или уточнение библиографического описания (прил. 3) в соответствии с действующими стандартами [8].
При составлении справочных аннотаций (прил. 9) важна самостоятельность (исключается заимствование чужих аннотаций). Возможна подготовка разнообразных аннотаций – общих и аналитических, монографических и групповых. Аннотации не должны быть слишком краткими, включающими одно предложение. В них не следует повторять сведения из библиографического описания. Нужно избегать лишних вводных слов, желательно использовать лаконичные фразы. Требования к аннотациям содержатся в учебных и справочных изданиях [1; 6; 9]. Необходимо регулярно консультироваться с научным руководителем относительно их содержания, объёма и стиля изложения.
2.2.3. Синтетический этап
В соответствии с намеченными в плане-проспекте критериями осуществляется отбор документов – ограничительный (формальный и содержательный) и качественный.
Могут быть использованы следующие формальные ограничения:
а) пространственные (например, отражаются сведения о документах, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек);
б) формально-издательские (представлены сведения о тех или иных типах и видах документов);
в) хронологические (библиографируются документы за обозначенный учётный период);
г) территориальные (отбираются библиографические описания документов, вышедших на определённой территории);
д) языковые (учитывается язык, на котором опубликован документ).
Содержательные ограничения позволяют отбирать в библиографическое пособие только те библиографические записи, которые соответствуют его теме.
Качественные ограничения дают возможность отсеивать библиографические записи документов, не соответствующих целевому и потребительскому назначению библиографического указателя.
После завершения отбора библиографических записей осуществляется их группировка. Библиографические записи располагаются по разделам и подразделам библиографического пособия. Определяется последовательность разделов, подразделов и порядок расположения библиографических записей внутри последнего деления. Студент практически осваивает формальный, содержательный, рекомендательный способы группировки библиографических записей, уделяя особое внимание тематической и алфавитной группировке. Некоторые документы, широкие по содержанию, могут быть отнесены к разным разделам. В этом случае, для обеспечения полноты поиска библиографические записи размещают только в одном разделе, а в конце других делений – ссылки, например: См. также № 42, 59, 70.
2.2.4. Заключительный этап
Он включает подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.
Основой предисловия является план-проспект (прил. 8), сведения из которого даются в связном изложении.
Студент овладевает методикой многоаспектного раскрытия документов, благодаря составлению различных вспомогательных указателей: именного, авторского, заглавий, персоналий, предметно-тематического, географического и др. (прил. 10). Количество и состав вспомогательных указателей определяется совместно с научным руководителем.
Для составления вспомогательных указателей в ручном режиме на каждой карточке рабочей картотеки подчёркиваются фамилии и инициалы авторов, заглавия, проставляются предметные рубрики и т. п. Когда группировка библиографических записей закончена и осуществлён их компьютерный набор, рабочую картотеку можно использовать для подготовки вспомогательных указателей. На отдельные листки выписываются сведения, подчёркнутые в картотеке, рядом с ними указываются порядковые номера библиографических записей. Затем листки группируют в порядке алфавита для каждого из вспомогательных указателей. Вспомогательные указатели составляются и с помощью компьютера [7, с. 59–81].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.