Первая курсовая работа. Особенности работы. Изучение документов, их аналитико-синтетическая переработка. Вторая курсовая работа, страница 3

Она представляет собой реферативный обзор, подготавливаемый студентами очного и заочного отделений на первом курсе. Цель работы – изучение публикаций по одной из библиотечно-библиографических тем, предложенных преподавателями кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Раскрывается содержание темы на основе анализа книг, статей из профессиональных периодических, продолжающихся изданий. Для выполнения работы используются печатные и электронные документы (официальные, научные, производственно-практические, учебные, справочные и др.). Студент выявляет литературу, анализируя её, отбирает необходимые сведения. Извлечённая информация в свёрнутом, сжатом виде систематизируется, излагается в логической последовательности. Реферативный обзор позволяет получить представление о состоянии и тенденциях развития исследований по определённой теме. Он не содержит развёрнутого критического анализа студентом концепций авторов публикаций.

1.2. Этапы подготовки

1.2.1. Выбор и изучение темы

Темы курсовых работ ежегодно рассматриваются, уточняются и утверждаются на заседании кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Студенту необходимо определиться с темой исследования (прил. 1), получить консультацию у научного руководителя относительно возможных аспектов её раскрытия, структурирования темы на главы и параграфы. Для быстрого вхождения в тему желательно ознакомиться с несколькими основными публикациями, рекомендованными научным руководителем.

1.2.2. Поиск документов

и организация рабочей картотеки

Выявление документов ведётся по двум направлениям [4]:

а) отслеживаются публикации из документного потока – осуществляется просмотр текущих источников библиографической информации и новых поступлений документов в библиотечные фонды;

б) проводится поиск в массивах документов по теме с помощью ретроспективных источников библиографической информации – каталогов, картотек, библиографических указателей, баз данных, прикнижных и пристатейных списков литературы. Полезен непосредственный просмотр комплектов профильных периодических и продолжающихся изданий за последние годы (прил. 2).

На все документы, выявленные по теме, составляются библиографические описания (прил. 3) в соответствии со стандартами: ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [8, с. 71–141]; ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления [8, с. 326–337]; ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [8, с. 349–380]; ГОСТ Р 7.0.12–2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [3, с. 20–42; 5, с. 50–64].

Библиографические записи хранятся в алфавите авторов и заглавий либо на карточках в виде рабочей картотеки, либо в базе данных студента. Формальный и качественный отбор библиографических записей позволяет устранить дублирование и избавиться от малозначимых публикаций. Материалы из сформированной рабочей картотеки целесообразно представить научному руководителю для проверки. Сделать это можно непосредственно на консультации или по электронной почте. После окончательного отбора библиографических записей осуществляется их сплошная нумерация в алфавите авторов и заглавий.

Реферировать документы, представленные в картотеке, следует не в порядке нумерации, а исходя из их содержания. Для этого библиографические записи лучше временно сгруппировать в соответствии с содержанием предполагаемых параграфов курсовой работы.

1.2.3. Изучение документов,

их аналитико-синтетическая переработка

Реферирование начинается с документов, многоаспектно отражающих содержание темы. Сначала исследуются документы общего, а затем – частного характера.