Первая курсовая работа. Особенности работы. Изучение документов, их аналитико-синтетическая переработка. Вторая курсовая работа, страница 11

Прежде чем изучать и конспектировать документ, необходимо ознакомиться с его вспомогательным аппаратом (выходные сведения, оглавление, предисловие, вступительная статья, послесловие, библиографические списки, вспомогательные указатели и т. п.). Все отобранные документы лучше конспектировать на отдельных листах бумаги (картах), используя для лучшей обозримости только их лицевую сторону. Предпочтительный формат карт – А 4. Допустимо создавать конспекты в виде отдельного файла (на каждый конспект).

Конспект-карту, расположенную вертикально или горизонтально, рациональнее всего разделить по вертикали на три поля: левое, среднее и правое (прил. 14).

Левое поле (самое маленькое по размеру) используется для записи:

а) рубрик рабочего плана обзора;

б) рубрик, взятых из конспектируемого документа (из оглавления книги; заголовков, выделенных в тексте статьи особым шрифтом);

в) ключевых слов, отражающих содержание фрагмента текста конспектируемого документа;

г) номера документа, присвоенного ему в рабочей картотеке, с указанием соответствующей страницы, например: [45, с. 21]. Фактический материал этой страницы будет размещён в среднем поле карты.

Среднее поле (самое большое) применяется для записи:

а) фактов, цитат, взятых из конспектируемых документов;

б) концепций, предлагаемых исследователями;

в) оценок, данных авторами публикаций явлениям, событиям, взглядам других учёных.

В правом поле (небольшом по размеру) ведётся обобщающее конспектирование. Сюда вносят:

а) собственные оценки, комментарии автора курсовой работы;

б) обобщения, выводы, рекомендации, сделанные студентом;

в) дополнения, ссылки на другие документы, где рассматривается какой-либо частный вопрос;

г) проблемы, требующие по мнению студента, дополнительного изучения.

Дифференцированное расположение материала на картах по трём полям удобно для последующих действий:

– легче ориентироваться в конспектах, так как их можно просматривать с разных позиций (общие положения, факты, оценка фактов, обобщения, собственные мысли составителя обзора);

– анализ материалов, зафиксированных в левых полях карт, позволяет не только уточнить намеченный план обзора, но и обнаружить новые аспекты в развитии содержания курсовой работы;

– изучение материалов среднего поля даёт возможность отобрать и систематизировать основные фактографические данные, а также оценки, мнения, точки зрения о предмете обозрения, встречающиеся в документах (это – основа для получения в дальнейшем фактографических обобщений и выводов);

– сведения в правом поле содействуют получению необходимых выводов.

Конспектирование каждого документа начинается с его предварительного внимательного чтения-изучения. Необходимо отражать дискуссионные вопросы, сравнивать позиции разных учёных, научных школ, попутно, не откладывая на перспективу, высказывать своё к ним отношение. Конспектирование сопровождается аргументированной оценкой совпадений и различий в суждениях исследователей.

Конспекты-карты по близкой тематике (с учётом рубрик рабочего плана обзора) следует группировать в отдельные папки по параграфам, а иногда и подпараграфам, будущего обзора.

После того, как все составленные конспекты-карты разложены по папкам (параграфам, подпараграфам), начинается распределение карт внутри каждой папки в соответствии с рубриками рабочего плана. Студент приступает к окончательной логической переработке материала, литературно оформляет курсовую работу. Возможно, осуществление данного процесса потребует некоторого пересмотра первоначального рабочего плана.

3.2.3. Редактирование

В процессе редактирования обращается внимание на то, чтобы во «Введении» были представлены все необходимые сведения, характеризующие особенности составленного аналитического обзора. «Содержание» должно чётко детализировать структуру курсовой работы, свидетельствуя об её целостности.

В основной части курсовой работы важно проверить правильно ли использованы, систематизированы фактографические сведения, насколько рационально проведён их анализ. В ряде случаев, при наличии большого количества цифровых данных в тексте, лучше использовать таблицы, диаграммы.