Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 9

Дети могли взять помощь учителя или заглянуть в учебник. Мы же пытались стимулировать учащихся на независимое изучение нового материала применяя учебную литературу. Именно поэтому мы задавали такие вопросы: «А могли бы вы сами заглянуть в учебник и отыскать там ответ»? Все школьники проявили желание отыскать новую информацию независимо от учителя. Учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Таким образом, был отыскан выход из проблемной ситуации. Дети научились трудиться с учебником, проявлять инициативу и др.

Учащиеся с интересом выполняли задание. Они проявляли позитивные эмоции, появилось ощущение удовлетворения от успешности учебных действий.  При выполнении семейного задания мы также пытались сформировать проблемную ситуацию. 

Нам нужно было проверить, как учащиеся овладели умениями и навыками независимой работы с учебником, как они научились добывать новые знания.  Поэтому для  проблемной ситуации были включены в задание  на дом три математических выражения. 

На следующем уроке при проверке задания оказалось следующее: полностью с заданием справились 70% учащихся. 50% детей справились с заданием,  потому что применяли учебник. 20%  детей понадобилась помощь родителей.

Итак,  проблемная ситуация способствовала формированию умения трудиться с учебником, добывая новые знания. Мы применяли также на уроках волшебные квадраты. 

Так, учащимся предлагается квадрат, который разделен на девять клеток (малых квадратов). Требуется разложить в них числа от 1 до 9 так, что бы сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце, в каждой диагонали составляла 15.

Мы предложили учащимся следующее решение:  1 . Сначала напишем во всех 9 клетках по 5. 

Понятно, что в этом случае сумма трех чисел в каждой строке составляет 15 . Оставим в трех клетках по 5 (в средней клетке ценится 5) . В двух рядом ценящихся клетках добавим к пятеркам 1 и 2. Дальше нужно закончить составление таблицы.

Затем учащиеся проверяли: получается ли по всем направлениям неизменная сумма 15? Иной способ составления такого квадрата – использование симметрии: начерти квадрат из 5 х 5 = 25 клеток.

Внутри этого квадрата лесенкой напиши подряд числа от 1 до 9.

«Перебрось» цифры 1 и 9 через цифру 5 и напиши их рядом с цифрой 5.  То же самое проделай с цифрами 3 и 7.

В учебниках математики часто встречаются волшебные квадраты из девяти клеток (3 столбца и 3 строки). Учащиеся легко составляли их по простому правилу: записывали такой ряд из 9 чисел, в котором каждое следующее число на одно и то же число больше предыдущего.

Например: 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30. 

Затем брали вторую тройку из этих чисел и записывали их по диагонали квадрата. Рядом с самым большим числом из этой тройки записывали самое маленькое число из ряда. Продолжили составление этого квадрата.  Итак, с помощью проблемных ситуаций мы решали многие педагогические задачи:   

1. Работа с учебным пособием. 

2. Независимый поиск новых знаний. 

3. Образование самостоятельности, совершенствование творческих способностей, формирование инициативности. 

4 . Образование способности к сотрудничеству. 

2. 3. Анализ итогов работы

Цель данного этапа исследования: проанализировать итоги работы и сделать выводы.

Задачи:

1) определить уровень вычислительных навыков учащихся экспериментального 4 «а» класса и контрольного 4 «в» класса;

2) сравнить полученные итоги с итогами первого этапа исследования;

3) сделать выводы.

В соотношении с задачей (1) был проведен математический диктант в 4 «а» и 4 «в» классах:

Оценки за независимую работу приведены в приложениях 1 и 2.

Сравнительные итоги исследования в 4 «а» классе в начале и конце исследования занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Сравнительные итоги уровня вычислительных навыков