Учащихся 4 «а» класса в начале и в конце исследования
| Оцен Ка | Начало исследования | Конец исследования | Прог Ресс В % | ||
| Кол-во уч. | Процент уч-ся | Кол-во уч. | Процент уч-ся | ||
| 2 | 6 | 30 | 1 | 5 | 25 | 
| 3 | 10 | 50 | 3 | 15 | 35 | 
| 4 | 3 | 15 | 11 | 55 | 40 | 
| 5 | 1 | 5 | 5 | 25 | 20 | 
| Ср. Значение прогресса в % | 24 | ||||
По данным таблицы 6 построим гистограмму (рис.3)
Кол-во уч-ся в %

Рис. 3 Сравнительные результаты уровня вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса в начале и в конце исследования
Сравнительные результаты исследования уровня вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса в начале и в конце исследования занесем в таблицу 7.
Таблица 7
Сравнительные результаты исследования уровня вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса в начале и в конце исследования
| Оценка | Начало исследования | Конец исследования | Прог ресс в % | ||
| Кол-во уч | Процент уч-ся | Кол-во уч | Процент уч-ся | ||
| 2 | 3 | 15 | 2 | 10 | 5 | 
| 3 | 7 | 35 | 10 | 50 | 15 | 
| 4 | 6 | 30 | 6 | 30 | 0 | 
| 5 | 5 | 20 | 2 | 10 | 10 | 
| Ср. Значение прогресса в % | 7,5 | ||||
По данным таблицы 7 построим диаграмму (рис.4)
Кол-во уч-ся в %

Рис. 4 Сравнительные результаты уровня вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса в начале и в конце исследования
По данным таблицы 7 построим сравнительную диаграмму достигнутого прогресса в уровне знаний учащихся 4 «а» и 4 «в» классов в конце исследования (рис.5).
Ср. значение прогресса в %

Рис. 5 Сравнительные результаты достигнутого прогресса в уровне вычислительных навыков учащимися 4 «а» и 4 «в» классов в конце исследования
Итак, мы разработали уроки по формированию вычислительных навыков детей. Эта система уроков был апробирована в экспериментальном 4 «а» классе.
Если в начале исследования число учащихся, имеющих двойки, составляло 6 человек, т.е. 30% учащихся, то на последнем этапе исследования этот показатель стал равен 25%.
Если в начале исследования число учащихся, имеющих тройки за контрольную работу, составляло 10 человек, т.е. 50%, то на последнем этапе исследования этот показатель снизился до 3 человек, т.е. 15%.
Количество человек, имеющих четверки повысилось с 3 человек (15%), до 11 человек (55%). Количество человек, имеющих пятерки повысилось с 1 человека (5%) до 5 человек (25%).
Исследуя уровень вычислительных навыков учащихся в 4 «в» классе, мы приходим к выводу, что число человек, имеющих двойки за контрольную работу в начале и в конце исследования уменьшилось с 3 человек (50%) на 1 этапе до 2 человек (10%) на втором этапе.
Число человек, имеющих тройки увеличилось с 7 человек (35%) на первом этапе до 10 человек (50%) на последнем этапе исследования.
Число человек, имеющих четверки осталось былым - 6 человек (30%). Число человек, имеющих пятерки уменьшилось с 5 человек (20%) на первом этапе до 2 человек (10%) на втором этапе.
Итак, среднее значение прогресса в экспериментальном (4 «а» класс) равно 24%. В контрольном (4 «в» класс) этот показатель намного ниже (7,5%).
Таким образом, можно сделать вывод: наша гипотеза о том, что проблемное обучение является эффективным в совершенствовании познавательной деятельности учащихся младших классов, подтвердилась.
Экспериментальная работа плодотворна. Из итога работы можно сделать вывод, что уровень сформированности вычислительных навыков учащихся стал выше, и это свидетельствует о том, что включение в уроки математики проблемных ситуаций оказалось эффективным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.