По данным таблицы 5 построим диаграмму (рис. 2)
Кол-во уч-ся в %
Рис. 2 Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса
Проанализировав диаграмму рис . 2) , мы наблюдаем, что количество учащихся, имеющих двойку - три человека, тройку имеют 7 человек. Четверки имеют только 6 воспитанников, пятерки – 5 воспитанников. Таким образом, мы наблюдаем , что уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса несколько больше, чем в 4 «а» классе.
Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили нужный материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее купленных знаний.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что:
1) классы примерно равны по возрастным показателям и уровню совершенствования;
2) дети быстрее решают письменно, чем устно;
3) у учащихся недостаточно развиты устные вычислительные навыки.
На основе констатирующего эксперимента выяснилось, что нужна работа, направленная на формирование устных вычислительных навыков.
С целью повышения умения уровня вычислительных навыков учащихся мы решили применять включение в урок проблемных ситуаций.
2.2. Организация уроков математики с использованием проблемных ситуаций
Анализ научной литературы, проведенный в первой главе данной работы, показал, что творение проблемных ситуаций в учебном процессе является эффективным средством формирования познавательной мотивации школьников. На уроке мы создавали следующие проблемные ситуации:
– проблемные задачи с недостающими, большими, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск выхода из проблемы (способа, приема, правила решения);
– разные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
Пути, которыми мы пытались привести воспитанников к проблемной ситуации:
– побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, проблема, т. е. помогает формулировать учебную задачу;
– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», идущий к новому знанию, способу действия;
– применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» – сообщение интригующего материала, “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. Главными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны учащихся:
– новая тема («открытие» новых знаний);
– умение учащихся применять ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
– умение определить область «незнания» в новой задаче;
– энергичная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
– умение планировать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
– формулировать появившуюся проблемную ситуацию путем указания воспитанникам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности пояснить им те или другие продемонстрированные факты.
Покажем это на примере фрагмента урока математики в 4 классе.
Цели урока: установить соотношения между штуками измерения массы; расширить у детей понятие об измерении массы; формировать умение преобразовывать большее в меньшее и наоборот; создать на уроке проблемную ситуацию.
На этапе актуализации знаний учащимся предлагалось выполнить задания на преобразование общеизвестных единиц измерения массы. В этом задании, учащиеся натолкнулись на что - то новое непонятное, появилась проблема, которую нужно было преодолеть.
Учащимся было дано задание: вырази в более мелких единицах измерения:
15 м 30 см =
6дм 7 см =
8 км 400 м =
4 см 5 мм
3ц 45 кг =
7 кг 250 г =
6 т 30 кг
9т 5 ц =
Перед нами стояла задача создать проблемную ситуацию, при решении которой школьники обнаружат неизвестное. В данном примере новое - центнер и тонна - и способ их преобразования в более мелкие единицы измерения массы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.