Проблемное обучение целесообразно использовать когда:
1) содержание учебного материала содержит причинно - следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий;
2) воспитанники подготовлены к проблемному изучению темы;
3) воспитанники решают задачи на совершенствование самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;
4) у учителя есть время для проблемного изучения темы;
5) учитель хорошо обладает соответствующими методами обучения [14, с. 84].
Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.
1.3. Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке
Создание проблемных ситуаций на уроке требует от учителя психологических и дидактических правил постановки проблем.
Как отмечает С. И. Смирнов, учитель, исходя из уровня подготовленности своих учащихся и из специфики обучения, должен формулировать перед ними уже знакомые проблемы, встречавшиеся ранее. При этом нужно учитывать следующее:
- формулы решения знакомых проблем решённых ранее можно применять при решении новых тяжких проблемных заданий;
- решение встречавшихся ранее проблем, но из-за отсутствия достаточных знаний, не решенных, укрепляет интерес учащихся к познанию, способствует образованию уверенности в своих силах, появляется убежденность в том, что для успешного изучения школьных предметов нужно больше знаний, навыков и умений.
- другая формулировка знакомой классу проблемы способствует творческому подходу учащихся при возобновлении пройденного материала;
- ранее решенные классом проблемные задания можно использовать для независимого решения бессильными учащимися [15, с.171].
Итак, можно выделить наиболее всеобщие для всех предметов типы и способы проблемных ситуаций:
Таблица 1
Типы проблемных ситуаций:
Типы |
Характеристика проблемной ситуации |
Первый тип |
Проблемная ситуация появляется при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать пояснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. |
Второй тип |
Проблемные ситуации появляются при столкновении учащихся с необходимостью применять ранее усвоенные знания в новых практических условиях. |
Третий тип |
Проблемная ситуация легко появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически вероятным путем решения задачи и практической неосуществимости взятого способа. |
Четвертый тип |
Проблемная ситуация появляется тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым итогом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. |
Рассмотрим наиболее общеизвестную номенклатуру методов, предлагаемую М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером: объяснительно иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично - поисковый; исследовательский метод [6, с. 94].
Существует шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три типа изложения учебного материала учителем и три типа организации им независимой учебной деятельности учащихся (таблица 2):
Таблица 2
Методы организации процесса проблемного обучения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.