Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 5

Проблемное обучение целесообразно использовать когда: 

1) содержание учебного материала содержит причинно - следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий;

2) воспитанники подготовлены к проблемному изучению темы;

3) воспитанники решают задачи на совершенствование самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

4) у учителя есть время для проблемного изучения темы; 

5) учитель хорошо обладает соответствующими методами обучения [14, с. 84]. 

Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

1.3. Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке

Создание проблемных ситуаций на уроке требует от учителя психологических и дидактических правил постановки проблем.

Как отмечает С. И. Смирнов, учитель, исходя из уровня подготовленности своих учащихся и из специфики обучения, должен формулировать перед ними уже знакомые проблемы, встречавшиеся ранее. При этом нужно учитывать следующее:

- формулы решения знакомых проблем решённых ранее можно применять при решении новых тяжких проблемных заданий; 

- решение встречавшихся ранее проблем, но из-за отсутствия достаточных знаний, не решенных, укрепляет интерес учащихся к познанию, способствует образованию уверенности в своих силах, появляется убежденность в том, что для успешного изучения школьных предметов нужно больше знаний, навыков и умений. 

- другая формулировка знакомой классу проблемы способствует творческому подходу учащихся при возобновлении пройденного материала; 

- ранее решенные классом проблемные задания можно использовать  для независимого решения бессильными учащимися [15, с.171]. 

Итак, можно выделить наиболее всеобщие для всех предметов типы и способы проблемных ситуаций: 

Таблица 1

Типы проблемных ситуаций:

Типы

Характеристика проблемной ситуации

Первый тип

Проблемная ситуация появляется при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать пояснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип

Проблемные ситуации появляются при столкновении учащихся с необходимостью применять ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип

Проблемная ситуация легко появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически вероятным путем решения задачи и практической неосуществимости взятого способа.

Четвертый тип

Проблемная ситуация появляется тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым итогом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Рассмотрим наиболее общеизвестную номенклатуру методов, предлагаемую М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером: объяснительно иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично - поисковый; исследовательский метод [6, с. 94]. 

Существует шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три типа изложения учебного материала учителем и три типа организации им независимой учебной деятельности учащихся (таблица 2): 

Таблица 2

Методы организации процесса проблемного обучения