Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 11

Выводы

Таким образом, итоги исследования показали, что включение в урок математики проблемных ситуаций, доказало свою эффективность. Как показала практика, применяя разные проблемные ситуации, дети,  вступают в контакт с учителем, воспринимают материал более осмысленно, занимаются с увлечением. С помощью проблемных ситуаций учителю легче трудиться с отстающими детьми, осуществлять подход к ребенку, неизменно поддерживать позитивное отношение к математическому заданию. Особенно в игровой обстановке ребенок не опасается отвечать на вопросы, даже если не знает ответа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, итоги данной работы разрешают сделать следующие выводы. Проблемное обучение все чаще применяется в начальной школе . На занятиях в процессе решения проблемных заданий у младших школьников формируется гибкость мышления, так как предлагается одно и то же условие задачи,  но требуется отыскать каждый раз иное искомое. Поэтому ребенок одну и ту же проблемную ситуацию воспринимает по - новому.

При проблемном обучении формируется критичность мышления, потому  что учащимся предлагается сделать поиск ответа из предложенных ответов, а это требует пояснения, почему взят именно этот ответ, а не иной, поскольку любой поиск всегда содержит требование к его обоснованию.

Проблемное обучение способствует формированию глубины мышления.

Глубина мышления нужна для решения задач одного и того же типа, требующих применения одних и тех же правил.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблемное обучение младших школьников, включение в уроки творческих, поисковых заданий развивает у детей мышление. Школьники учатся исследовать содержание задач, выполнять поисковые действия, независимо принимать решения, обретать способы выхода из учебных проблемных ситуаций, делаются инициативными в поиске ответа на появляющуюся  проблему.

Проблемное обучение способствует совершенствованию познавательного интереса, у детей появляется уверенность в своих знаниях, так как учащиеся, проявив самостоятельность, сами обретают выход из проблемной ситуации. В процессе проблемного обучения на первый план выходят поисковые и исследовательские методы, способствующие независимому поиску и исследованию проблемы, творческому применению новых знаний. Таким образом, проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний.  При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего отдают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их. 

Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично – требует больших затрат времени. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аргинская, И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 4 класса четырехлетней начальной школы / И.И. Аргинская. -  М.: ЦОР, 2015. – 124 с.

2. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова // Начальная школа. -  2016. -   №7. – С.12-14.

3. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения / А.Б. Воронцов. -  М.: Знание, 1998. — 316 с.

4. Гуружапов, В.А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок / В.А.  Гуружапов // Управление школой. –2004. – №43. – С.11.

5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. — 542 с.

6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1997 – 215 с.

7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России. — 2015. — 224 с.

8. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании?  / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. — 2012. — № 1. — С. 3—6.