- необходимость выполнения такого действия, при котором появляется познавательная потребность в новом способе или условии действия;
- вероятности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового [9, с. 82].
С. И. Волкова в статье, опубликованной в журнале «Начальная школа» пишет: «В качестве дидактического средства, которое обеспечивает совершенствование мышления учащихся в процессе обучения , выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию максимально, такое задание именуют проблемным» [2, с. 12].
Однако, в некоторых случаях, учащимся задают такие задания, которые с одной стороны, для учащихся - интеллектуальные проблемы, но они не являются проблемными, потому что не выдают проблемной ситуации.
Очевидно, что понятие «проблемная ситуация» нужно рассматривать только, применяя личностный подход к воспитаннику. Если воспитанник не понимает задания, если он не может выполнить мыслительные операции, то это задание не является для него проблемным. Оно не является проблемным и тогда, когда воспитанник без труда справился с заданием, применяя общеизвестные ему знания и умения. Таким образом, целью проблемного задания является совершенствование мышления учащегося. Использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) - нужное условие выполнения проблемных заданий. Проблемное задание на этом этапе разрешает повторить ранее усвоенные знания и навыки . Выполняя мотивационную функцию, оно подготавливает воспитанника к усвоению нового материала, даёт проблему, решив которую, учащийся приобретает новое знание.
На всех этапах процесса обучения могут создаваться проблемные ситуации: при пояснении, закреплении, контроле. В проблемном обучении требуется определенная последовательность проблемных ситуаций. Именно поэтому в процессе проблемного обучения ставятся задачи на нескольких уровнях проблемности. Уровни проблемности отличают степень обобщенности задачи, которую предъявляет учащимся педагог для решения, и степень помощи учителя в решении проблемного задания.
Н Ф. Талызина отмечает, что педагог, создавая проблемную ситуацию, организует поиск решения, направляет учащихся в безошибочное русло.
Таким образом, воспитанник ставится в позицию субъекта обучения. В итоге у него появляются новые знания, навыки, умения. Очевидно, что проблема организации проблемного обучения состоит в том, что создание проблемной ситуации требует от учителя использование дифференцированного собственного подхода [16 , с . 36].
Итак, технология проблемного обучения, используемая через систему решения проблемных ситуаций, способствует совершенствованию познавательной деятельности.
Для реализации проблемной технологии нужны:
- отбор самых актуальных задач;
- определение особенностей проблемного воспитания в разных типах учебной деятельности;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, учебных и методических пособий и рекомендаций;
- личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать энергичную познавательную деятельность [14, с. 82].
Формулирование проблемы на всеобщем фоне завершает проблемную ситуацию. Проблема концентрируется в проблемном вопросе. Если вопрос задан некорректно, то он может уничтожить формирующийся интерес к исследованию безызвестного факта или явления. Как было указано ранее, это бывает тогда, когда вопрос очень сложный и воспитанники, понимая, что они не смогут решить эту проблему, утрачивают интерес к ее решению. Также учащиеся утрачивают интерес к решению проблемного задания в том случае, если вопрос слишком легок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.