Метод |
Характеристика |
Монологический |
Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации; форма изложения - рассказ, лекция. |
Рассуждающий |
При первом варианте, учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал; при втором варианте, учитель излагает тему; форма изложения - беседа, лекция. |
Диалогический |
Учитель в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся; которые активно участвуют в постановке проблемы, формы изложения - поисковая беседа, рассказ. |
Эвристический |
Ооткрытие нового закона, правила и тому подобное, совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Форма изложения - эвристическая беседа и решение проблемных задач. |
Исследовательский |
Учитель, путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке. По форме организации исследовательские работы могут быть различны: ученический эксперимент, экскурсия, сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование. |
Программированный |
Это метод, при котором учащиеся с помощью особых образом подготовленных дидактических средств, может приобретать новые знания и новые действия. |
Как отмечает Н. Г. Морозова, в основе организации объяснительно - иллюстративного обучения лежит принцип передачи воспитанникам готовых выводов учебного предмета.
Принцип поисковой деятельности воспитанника, основанной на проблемности усвоения знаний, то есть открытия им, способов действия, приложения знаний к практике лежит в основе организации процесса проблемно - развивающего обучения [10, с.57]. Следовательно, проблемное обучение способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся, прочности усвоения ими знаний, навыков и умений, а также совершенствованию творческих способностей.
Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично – требует больших затрат времени.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4-М КЛАССЕ
2.1. Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса
Эффективность использования проблемных ситуаций мы решили показать на примере формирования вычислительных навыков учащихся 4 - х классов. Исследование проводилось в средней школе № 17 г. Калининград. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «а» класса, 20 учащихся 4 «в» класса.
В 4 классе «а» (экспериментальном) на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков применялись проблемные ситуации.
4 «в» класс - контрольный. Здесь обучение проводилось традиционно.
Цель исследования: доказать эффективность формирования вычислительных навыков посредством использования проблемных ситуаций
Задачи:
1) определить уровень вычислительных навыков учащихся;
2) разработать уроки с использованием проблемных ситуаций;
3) проанализировать итоги работы;
Исследование проводилось в три этапа;
Констатирующий этап – выявление уровня вычислительных навыков учащихся.
Нами были разработаны критерии и уровни сформированности вычислительного навыка (таблица 3).
Таблица 3
Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.