Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе, страница 6

Метод

Характеристика

Монологический

Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации; форма изложения - рассказ, лекция.

Рассуждающий

При первом варианте, учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал; при втором варианте, учитель излагает тему; форма изложения - беседа, лекция.

Диалогический

Учитель в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся; которые активно участвуют в постановке проблемы, формы изложения - поисковая беседа, рассказ.

Эвристический

Ооткрытие нового закона, правила и тому подобное, совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Форма изложения - эвристическая беседа и решение проблемных задач.

Исследовательский

Учитель, путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке. По форме организации исследовательские работы могут быть различны: ученический эксперимент, экскурсия, сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Программированный

Это метод, при котором учащиеся с помощью особых образом подготовленных дидактических средств, может приобретать новые знания и новые действия.

Как отмечает Н. Г. Морозова,  в основе организации объяснительно - иллюстративного обучения лежит принцип передачи воспитанникам готовых выводов учебного предмета.

Принцип поисковой деятельности воспитанника, основанной на проблемности усвоения знаний, то есть открытия им, способов действия, приложения знаний к практике лежит в основе организации процесса проблемно - развивающего обучения [10, с.57]. Следовательно, проблемное обучение способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся, прочности усвоения ими знаний, навыков и умений, а также совершенствованию творческих способностей.  

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично – требует больших затрат времени.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4-М КЛАССЕ 

2.1. Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса

Эффективность использования проблемных ситуаций мы решили показать на примере формирования вычислительных навыков учащихся 4 - х классов. Исследование проводилось в средней школе № 17 г. Калининград. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «а» класса, 20 учащихся 4 «в» класса.

В 4 классе «а» (экспериментальном) на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков применялись проблемные ситуации.

4 «в» класс - контрольный. Здесь обучение проводилось традиционно.

Цель исследования: доказать эффективность формирования вычислительных навыков посредством использования проблемных ситуаций     

Задачи:

1) определить уровень вычислительных навыков учащихся;

2) разработать уроки с использованием проблемных ситуаций;

3) проанализировать итоги работы;

Исследование проводилось в три этапа;

Констатирующий этап – выявление уровня вычислительных навыков учащихся.

Нами были разработаны критерии и уровни сформированности вычислительного навыка (таблица 3).

Таблица 3

Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка