Г. К. Селевко считает, что безошибочно сформулированные вопросы сужают область безызвестного, показывают, что нужно предпринять для решения задания.
Таким образом, учитель так должен организовать проблемное обучение, чтобы воспитанник:
- пробовал определенную проблему при решении проблемного задания;
- смог сам сформулировать проблему или осознал сформулированную учителем;
- проявил интерес к решению этой проблемы;
- смог отыскать выход из проблемной ситуации [14, с. 82].
Таким образом, в процессе проблемного обучения на первый план уходят поисковые и исследовательские методы, способствующие независимому поиску и исследованию проблемы, творческому применению новых знаний.
1.2. Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
Проблемное обучение - это особенный подход к организации обучения, который проявляется, основным образом, в организации познавательной деятельности воспитанников. Проблемное обучение является одним из элементов в структуре иных методов. Именно поэтому его нельзя рассматривать как особенный метод обучения.
Очевидно, что не каждый материал может служить основой для проблемной ситуации. Вся конкретная информация, которая содержит цифровые и количественные данные, факты, относится к не проблемным элементам учебного материала.
По мнению А. Б. Воронцова, проблемное обучение имеет смысл использовать для изучения обобщенных знаний – понятий, причинно - следственных и иных логических зависимостей, правил, законов, проблемное обучение нужно использовать в тех случаях, когда ставится задача обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, нужным при добывании знаний и решении поисковых задач [3, с . 82]. Далее А. Б. Воронцов указывает на то, что проблемными, обыкновенно, являются первые уроки любой темы, так как они содержат в себе новые по сравнению с ранее исследованным теоретические и практические положения [3, с. 83].
А. П. Панфилова отмечает, что проблемное обучение обладает рядом достоинств [11, с. 110].
Проблемное обучение при безошибочной его организации способствует совершенствованию умственных способностей учащихся (затруднения, противоречия заставляют задумываться, отыскивать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (независимое видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность поиска плана решения); совершенствованию творческого мышления (независимое применение знаний, способов действия, поиск независимого нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто независимо лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка вероятных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности избираемого решения, аргументации). Проблемное обучение способствует усвоению школьниками методов познания окружающей действительности, развивает умения и навыки наблюдения, развивает способность к обобщениям, формирует интерес к доступной исследовательской работе.
При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего отдают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их. Н . Ф. Талызина указывает на то, что проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени [14, с. 82].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.