Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Содержательный анализ воспитания школьников………………5

1.1 Теоретический анализ «воспитания»  как педагогического процесса..5

1.2 Теоретическое исследование средств воспитания…………………….13

Выводы по первой главе ……………………………………………………35

Глава 2. Специфика воспитания школьников урочной  и  внеурочной деятельности…………………………………………………………………36

2.1 Специфика воспитания школьников в урочной деятельности……….36

2.2 Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности….39

Выводы по второй главе ……………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………………..45

Список литературы………………………………………………………….46

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность исследования. Проблема определения специфики воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности актуальна. В настоящий момент вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" в котором прописано, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [19]. Правительство РФ рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет.

          Проблему воспитания исследовали К.Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и другие исследователи.

          Проблема исследования: какова специфика воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности?

          Цель исследования – изучение специфики воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности.

          Объект исследования выступает воспитание школьников как педагогический процесс.

          Предметом исследования является специфика воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности.

          Задачи исследования:

1.  Изучить воспитание как педагогический процесс.

2.  Исследовать средства воспитания.

3.  выяснитьспецифику воспитания школьников урочной деятельности.

4.  выяснить специфику воспитания школьников во внеурочной деятельности.

Методологическая проблема исследования: использовались идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.

Методы исследования: дедуктивный метод, теоретический анализ педагогической литературы, обобщение, сравнение, составление библиографии.

Практическая значимость исследования: проведенная работа будет полезна учителями школ, классными руководителями, студентами педагогических вузов для повышения эффективности воспитательной деятельности

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1  Теоретический анализ «воспитания» как педагогического процесса.

Н.И. Болдырев даёт следующее определение понятия воспитание: «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов»[2].

Г. Нойцер считает что: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта»[16].

Х. Й. Лийметс дал определение понятия «воспитание» как целенаправленное управление процессом развития личности[17, с. 7].

Л.И. Маленкова приводит такое определение воспитания: «Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности» [8, с. 20] .

Исходя из определений приведённых авторов, можно сделать вывод, что в педагогике как науке нет общепризнанного определения термина «воспитание».

Основными признаками воспитания как педагогического явления являются:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента (постановка воспитателем цели как конечного результата педагогической деятельности , определение стратегических и тактических задач  по её реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников).

2. Триединая сущность воспитания (воспитание является средством, рассматривается как процесс и как результат).

3. Воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Особенностью является то, что по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
225 Kb
Скачали:
0